Орешкин: российской экономике пойдет на пользу продление венских соглашений

Орешкин Минэкономразвития

Российское Минэкономразвития улучшит ключевые показатели своего макроэкономического прогноза в случае продления венских соглашений насчет сокращения добычи нефти. Эффект от пролонгации сделки подробно оценил глава ведомства Максим Орешкин на сегодняшней пресс-конференции в Ханое. Там сейчас проходит министерская встреча стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

ВВП поднимется, инфляция снизится

Глава Минэкономразвития РФ предупредил, что макроэкономический прогноз ведомства будет пересмотрен в июне. Показатели изменятся, но кардинальной правки не будет.

“Для прогноза это (продление венских соглашений – ред.) будет означать более высокую среднегодовую цену на нефть. В этой части мы уже идем чуть выше того прогноза, который мы имеем. Соответственно – в целом чуть более крепкий рубль в рамках тех оценок, о которых говорили ранее. Соответственно – более высокая вероятность того, что инфляция отклонится вниз от базового прогноза, который сейчас 3,8%”, – заявил Орешкин.

По его словам, у Минэкономразвития было два сценария развития российской экономики. Базовый составлен исходя из снижения цены на нефть Urals до 40 долларов к концу года, инфляцией в 3,8% и ростом курса доллара до 68 рублей к декабрю. Второй вариант исходил из сохранения текущего курса рубля, что снизило бы инфляцию до 2,9% к концу года.

Что касается увеличения ВВП, то результат первого квартала 2017-го дает основания предполагать, что за весь год экономика РФ вырастет на 2%. Министр уверен, что при условии пролонгации режима глобального сокращения нефтедобычи во втором полугодии прирост российского ВВП даже превысит 2% в годовом соотношении. По данным Росстата, прирост валового внутреннего продукта в первой четверти текущего года составил 0,5% к аналогичному периоду 2016-го.

“Первый квартал дает основания ожидать роста на 2% по итогам 2017 года. Наш прогноз не меняется и мы не видим причин, по которым его надо было бы менять, – отметил Орешкин. – При этом с поправкой на календарный фактор рост в первом квартале был 0,9-1% в годовом выражении. Эффект базы хороший. Мы ожидаем, что с каждым следующим кварталом темпы роста будут сильнее. Мы ждем очень хорошей осени по экономической динамике. Второе полугодие будет больше 2%. При этом надо понимать, что четвертый квартал “весит” гораздо больше, чем первый”.

А вот дефицит федерального бюджета в случае положительного итога переговоров нефтяных держав в Вене, скорее всего, уменьшится. По словам главы Минэкономразвития, он может оказаться даже меньше 2%, хотя в законе о бюджете предусмотрены 3%. Разумеется, дефицит снизится за счет увеличения нефтегазовых доходов России.

Между тем судьба венских соглашений определится уже на этой неделе. 24 мая страны ОПЕК будут совещаться на эту тему со своими партнерами из числа независимых нефтедобывающих государств. А на следующий день состоится сессия картеля, где решение о пролонгации сделки до конца марта 2018 года может быть оформлено документально.

Рубль все-таки может опуститься не так сильно

Нашел Орешкин, наконец, несколько хороших слов в адрес российской валюты. Рубль по отношению к доллару, конечно, неизбежно ослабнет, но, в случае продления режима сокращения добычи нефти, не так значительно.

“Если мы идем по более высокой нефти, у нас рубль соответственно не 68 рублей [за доллар], а, может, 62-63 рубля. При текущих ценах на нефть мы идем ближе к этим значениям”, – сказал глава Минэкономразвития.

При этом министр напомнил Банку России, что при снижении инфляции в результате реализации оптимистичного варианта прогноза МЭР регулятор смог бы поскорее снижать ключевую ставку.

“Да, это, конечно, откроет больше возможностей, и большее давление на ЦБ в сторону снижения ставок будет оказываться”, – подчеркнул Орешкин.

Соответственно, по мнению министра, это подтолкнет рубль к снижению от нынешних показателей. Впрочем, в правительстве уже давно склонны считать, что не слишком крепкая российская валюта – это хорошо. Для отечественных экспортеров нефти, а следовательно, и для бюджета.

Напомним, что ЦБ РФ в это году уже дважды слегка снижал ключевую ставку. В марте сокращение было на четверть процентного пункта – с 10% до 9,75% годовых. В конце апреля финансовый индикатор был опущен до 9,25% годовых. В 2016 году Банк России тоже снижал ставку два раза – в июне и сентябре, оба раза – на 0,5 процентного пункта.  :///