Цены на нефть после продления венских соглашений высоко не подскочат

Цены на нефть

Продление венских соглашений насчет сокращения глобальной нефтедобычи вряд ли серьезно поднимет цены на нефть. Пролонгация сделки еще на девять месяцев, к чему сейчас идет дело на сессии ОПЕК, уже учтена рынком. Такое мнение разделяют эксперты, опрошенные РИА «Новости».

Напомним суть соглашений. На прошлой сессии ОПЕК в Вене 30 ноября 2016 года страны картеля договорились сократить совокупную добычу на 1,2 млн баррелей в сутки по сравнению с октябрьским уровнем для ликвидации излишков сырья и стабилизации нефтяного рынка. В декабре к ним присоединились 11 независимых государств-нефтедобытчиков, пообещав вывести из оборота еще 558 тыс б/с, в том числе Россия – 300 тыс. Соглашение действует до конца июня 2017-го с возможностью продления.

Все участники сделки исправно выполняют свои обязательства, констатировал заседавший вчера Комитет мониторинга венских соглашений. Однако мировые запасы нефти уменьшаются, а цены на нефть растут не так быстро, как предполагалось. Поэтому комитет рекомендовал продлить действие договора до конца марта 2018 года, с чем сегодня согласились члены ОПЕК. Дальнейшая судьба сделки окончательно определится сегодня вечером на встрече всех участников венских соглашений.

55-56, а может – 60…

Пролонгация режима сокращения добычи, конечно, позволит стабилизировать ситуацию на рынке нефти. Однако это не решит задачу снижения амплитуды колебаний (волатильности) цен в средне- и долгосрочной перспективе. Так считает аналитик компании “Сбербанк КИБ” Валерий Нестеров.

“За такими событиями следует рост цены, но кратковременный. Отчасти предстоящее продление сокращения уже учтено в цене нефти”, – заявил Нестеров.

Поэтому влияние нового соглашения на цену нефти до конца года будет весьма умеренным, полагает эксперт.

“Цена падала до 46 долларов за баррель, а сейчас около 54 долларов. Цена уже серьезно поднялась. Ожидать, что она поднимется до 60 долларов, не приходится. Однако создается определенная гарантия при соблюдении странами этого соглашения, что ситуация на рынке стабилизируется, волатильность будет минимальная, и цена нефти в целом по году будет 55-56 долларов, и, может быть, сможет даже выше подниматься”, – сказал Нестеров.

В том, что решение продлить сокращение добычи на девять месяцев уже заложено в нефтяных котировках, не сомневается и аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Он отметил, что цены на нефть вернулись к уровням конца 2016 года. Возможно, во второй половине 2017-го они станут выше процентов на 10.

“Вопрос в том, насколько быстрым будет рост добычи сланцевой нефти. Пока мы видим, что добыча в США действительно растет неплохими темпами. Однако не стоит забывать, что спрос в мире также увеличивается хорошими темпами. И если эта тенденция продолжится, то при выполнении участниками сокращения добычи на девять месяцев стоит ждать роста цены до 60 долларов за баррель”, – отметил Полищук.

ОПЕК уже не рулит ценами на нефть

Нестеров согласен, что, помимо венских соглашений, есть много других, трудно предсказуемых факторов влияния на рынок нефти. Причем это не только развитие сланцевой добычи в США.

“Трудно сказать, как будет развиваться добыча в странах, где она не регулируется – в Ливии, допустим. Кроме того, были запущены проекты по добыче нефти, которые начнут работать через несколько лет. Таким образом, будет расти на рынке и предложение нефти, добываемой из традиционных месторождений, – рассуждает аналитик «Сбербанк КИБ». – В итоге такая ситуация может привести к тому, что с конца 2018 года складские запасы нефти снова начнут увеличиваться. Ожидается избыточное предложение нефти на рынке примерно в период до 2020 года. Следовательно, как только мы это соглашение завершим в марте [2018-го], то цены могут снизиться. Не исключено, что может потребоваться продление этого соглашения и до конца 2018 года”.

Нестеров видит в пролонгации венской сделки и плохие стороны. Во-первых, по мнению эксперта, соглашение способно решить лишь краткосрочные задачи. Во-вторых, оно сдерживает рост добычи в России.

“Продление соглашения стран ОПЕК и России является паллиативом, то есть не является решением проблемы стабилизации цены на средне- и долгосрочную перспективу (от нескольких лет и дальше). Это решение создало проблему роста добычи нефти в США, прежде всего сланцевых производителей. Это решение сдерживает возможности собственного роста добычи нефти. В этом году мы ожидали роста добычи в РФ на 10 млн тонн нефти, но при заключении этого соглашения роста добычи не будет”, – уверен Нестеров.

Начальник отдела исследований сырьевых товаров американского банка Bank of America Merrill Lynch Франсиско Бланш и вовсе убежден, что ОПЕК уже не в состоянии контролировать ситуацию на нефтяном рынке. Возможности картеля изменять цены на нефть теперь существенно ограничены.

“Все, что они могут делать – это сдвигать временную ценовую структуру нефти в сторону повышения спотовых цен, – полагает Бланш. – Это то, чего ОПЕК на самом деле добивается. Они хотят развернуть рынок к депорту (разница между ценой наличного товара и его форвардной ценой в тех случаях, когда цена наличного товара выше – ред.). Потому что они полагают, что рынок депорта будет оказывать давление на форвардные цены и отпугнет производителей сланца в США от продажи нефти по форвардным ценам”.  :///