Согласно недавно озвученной представителями руководства компании информации, «Газпром» собирается осваивать Штокмановское газоконденсатное месторождение в Баренцевом море с использованием технической концепции, предполагающей транспорт газа в однофазном состоянии, добычу с помощью платформы типа FPSO (Floating Production, Storage and Offloading), хранение конденсата на платформе и размещение завода СПГ в долине реки Орловка.
Запустить в промышленную эксплуатацию гигантское по запасам газа месторождение собираются в 2019 г. Как сообщается, разработка Штокмана будет вестись на основе проектной документации самого «Газпрома», предполагающей оптимизированную техническую концепцию освоения Штокмановского месторождения, расположенного на расстоянии около 600 км к северо-востоку от Мурманска, на глубине воды в 340 м.
Однако озвученные в начале июля 2013 г. решения означают радикальный пересмотр концепции, разработанной в Shtokman Development AG, предусматривавшей строительство и использование в рамках первой фазы реализации проекта уникального технологического судна типа FPU (Floating Production Unit) водоизмещением около 250 тыс. т (крупнейшего в мире). Предполагалось, что создание данной платформы с ледостойким корпусом, приспособленным для эксплуатации в морском льду и в окружении айсбергов, станет отправной точкой для будущих проектов по освоению Арктики.
Кроме того, весной 2011 г. в SDAG после долгих споров была принята концепция двухфазного потока транспортировки. Утверждалось, что такой вариант транспорта сырья до берега значительно удешевляет реализацию проекта. В модели однофазного потока смесь газа и конденсата вертикальным потоком поднимается на технологическое судно, где конденсат отделяется от газа и транспортируется на специальных судах, газ же поступает в трубу и идёт на берег. Затраты в этом случае значительно возрастают – газ нужно поднять на платформу, обработать, обеспечить отдельные способы доставки каждого из продуктов.
Проектные решения по созданию морского двухниточного трубопровода долгое время были предметом жарких дискуссий в SDAG. Компания проводила глубокий анализ, сравнивала различные варианты транспортировки газа на всех стадиях проекта. При этом водяной пар и механические примеси должны были устраняться ещё на платформе (в отличие от многофазной транспортировки). Отсутствие водяного пара гарантировало бы предотвращение гидратообразования. Как поясняли руководители Shtokman Development, применение данного технологического решения позволяет сократить объём морских операций, упростить необходимый состав оборудования, расположенного на шельфе, а также избежать хранения и отгрузки конденсата в суровых условиях Арктики, что особенно важно для первого подобного проекта в этом регионе. Ключевым фактором тогда являлось снижение рисков, обусловленных необходимостью хранения и переправкой конденсата на берег.
Также однофазная технология означает дополнительное оборудование и более сложную реализацию проекта в арктических условиях. Тогда как двухфазный поток упрощает рабочие процессы на шельфе и тем самым уменьшает объём необходимых мощностей. Кроме того, отпадает необходимость задействования специальных судов для транспортировки конденсата. Меньшее количество оборудования означает сокращение масштабов техобслуживания, упрощения логистики, а также оптимизацию количества персонала на судне. Концепция, предлагавшаяся Shtokman Development, ранее была поддержана экспертами «Газпром ВНИИГАЗ».