
Концерн Shell проводит операцию по транспортировке добычной платформы на натяжных опорах Olympus (Tension Leg Platform – TLP) с верфи Kiewit Offshore Service в Инглсайде (штат Техас) до места её постоянного расположения в Мексиканском заливе. Конструкция весом в 120 т – шестая по счёту и крупнейшая TLP для Shell – будет заякорена в 209 км к югу от Нового Орлеана и будет работать на глубине воды порядка 914 м.
За 8 лет, в период с 1993 г. по 2001 г., концерн установил пять платформ с натяжными опорами в Мексиканском заливе. Первая из них – на месторождении Оже, где толща воды составляла 870 м. Платформа Auger, оснащённая оборудованием для производства буровых работ и добычи углеводородов, была единственной в мире платформой с натяжными опорами. На ней впервые была установлена буровая установка. На месторождении Оже также впервые применены самовыдвижные райзеры из стали, которым с тех пор отдаётся предпочтение при освоении глубоководных месторождений по всему миру. После Auger на глубине 900 м в 1996 г. была установлена платформа Mars. Потом в 1997 г. – платформа Ram Powell на глубине 980 м; платформа Ursa – на глубине 1160 м в 1999 г. и, наконец, в 2001 г. – платформа Brutus на глубине 910 м (первая из всех платформ с натяжными опорами, которая была специально разработана как хаб – производственный центр разработки проекта). По мере того как проекты нефтяных компаний становились всё более амбициозными (сегодня речь идёт об освоении глубин порядка 3 км), распространение в морской нефтяной индустрии получила новая конструкция – полупогружная платформа SPAR. Считалось, что она позволяет более эффективно разрабатывать нефтяные залежи, находящиеся вне досягаемости TLP.

И вот через 20 лет с момента начала использования добычных платформ на натяжных опорах компания вернулась к этому типу. Olympus станет сердцем проекта освоения глубоководного месторождения Марс-В – первого проекта по увеличению добычи на уже действующих месторождениях в Мексиканском заливе. Её использование поможет увеличить нефтеотдачу нефтегазового бассейна Марс и начать освоение недавно открытых рядом глубоководных месторождений – Западный Бореас и Южный Дэймос. На пике добычи новая платформа сможет перерабатывать примерно 100 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки, что ставит её показатели по мощности в один ряд с её пятью предшественницами.
По информации Shell, при проектировании платформы специалисты компании полагались на многолетний опыт эксплуатации TLP, который накоплен концерном, и стремится создать производственный объект, который с точки зрения ОТ, ПБ и ООС, будет служить образцом для последующих глубоководных проектов. Одной из особенностей новой конструкции платформы, точнее технологического оборудования, применяемого на Olympus, является оснащение райзеров стопорными клапанами, с целью минимизировать последствия серьёзных аварий. Аналогичный подход использован и при модификации недавно установленной на мелководье платформы West Delta 143C, на которую продукция с Марс-В будет подаваться по трубопроводу. Начало добычи на Olympus ожидается в 2014 г. Как рассчитывают специалисты компании, применение новой TLP позволит продлить срок разработки месторождений бассейна Марс, по крайней мере, до 2050 г.

Реализация глубоководных проектов по добыче нефти и газа, рассматривается специалистами концерна Shell в качестве одного из основных источников, которые помогут удовлетворить растущий спрос на энергоносители в мире. Согласно существующим в компании оценкам, глубоководные запасы углеводородного сырья морских месторождений так называемого золотого треугольника – Мексиканского залива, Бразилии и Нигерии – могут превышать 80 млрд баррелей н. э. Аналитическая компания Douglas-Westwood в своём последнем докладе, посвящённом морских проектам на больших глубинах, предсказывает на ближайшие пять лет увеличение вдвое капитальных вложений в этом сегменте рынка – более чем на 223 млрд долларов до 2017 г.