Douglas-Westwood оценивает потребности мирового рынка морских нефтегазовых проектов в период до конца 2017 г. в 100 новых плавучих систем добычи, хранения и выгрузки углеводородного сырья (Floating Production, Storage and Offloading system – FPSO). Ряд экспертов называет ещё большие цифры.
Однако существующие мощности по производству подобных платформ полностью загружены и не могут обеспечить своевременную поставку в рамках утверждённых бюджетов. Эксперты Douglas-Westwood призывают к немедленной модернизации в цепочке поставок и переходу к индустриализации производственных процессов на предприятиях, выпускающих плавучие установки. Добывающие компании, как правило, нацелены сегодня на быстрое получение первой нефти, контролируемый и предсказуемый бюджет, улучшение технического обслуживания и высокий уровень безопасности в рамках своих морских нефтегазовых проектов. Ещё одним важным фактором, который существенным образом отражается на современной ситуации дефицита поставок FPSO на мировом рынке, является введение требования в ряде добывающих стран обеспечения национальной составляющей (высокого процента участия местных поставщиков).
Морская нефтегазовая индустрия обсуждает сегодня вопросы «перевода на промышленные рельсы» проектирования и инжиниринга таких конструкций в ближайшие десятилетия. Но сможет ли это решить проблему дефицита поставок плавучих систем добычи, хранения и выгрузки углеводородного сырья?
«Для того чтобы удовлетворить растущий спрос на энергию нам нужно наладить эффективное производство для морских проектов. Это означает завершение проектов в срок и в рамках бюджета (плюс-минус 10%). Анализируя существующую цепочку поставок FPSO, данный тип платформ доминирует сегодня на рынке, любой оператор или подрядчик морского проекта был бы только рад подобной цифре превышения затрат и графика. В среднем задержка проекта на этапе получения первой нефти составляет один год, а перерасход бюджета превышает 135%. Настало время действовать, но чтобы изменить ситуацию нефтяные компании должны объединить свои усилия. Сегодня все мы можем наблюдать, что происходит в рамках морских проектов в Западной Африке и в других добывающих странах – последователях бразильского Petrobras», – отмечают эксперты Douglas-Westwood.
Напомним, что в Бразилии в ряде проектов по отдельным подрядам требование национальной составляющей превысило 80%, что вызвало значительные отсрочки в реализации проектов.
FPSO является одной из наиболее распространённых типов добывающих платформ, используемых сегодня в нефтяной и газовой промышленности. По мере того как нефтегазодобывающие компании осваивают проекты всё дальше от берега и на всё больших глубинах, где океанские течения и жёсткие погодные условия могут отразиться на ходе и безопасности их реализации, предпочтение отдаётся в пользу плавучих систем, а не стационарного оборудования. FPSO являются также экономически эффективным решением для разработки небольших и средних по запасам месторождений-спутников, в том числе и на мелководье, поскольку такая установка по мере исчерпания ресурсов может быть легко перемещена на новое месторождение. Недавно стало известно, что «Газпром» рассматривает этот тип платформ в качестве основного в рамках новой технической концепции для Штокмановского месторождения в Баренцевом море.
В связи с истечением срока рамочных соглашений акционеров компании Shtokman Development AG принято решение о разработке новой модели сотрудничества с иностранными партнерами, основанной на производстве сжиженного природного газа, которая предусматривает иные коммерческие условия и оптимизированную техническую концепцию освоения Штокмановского месторождения.
Реализовывать проект предполагается в соответствии с принятой «Газпромом» технической концепцией: транспортировка газа в однофазном состоянии, платформа типа FPSO (Floating Production, Storage and Offloading), хранение конденсата на платформе, размещение завода СПГ в долине реки Орловка. В качестве базы для проектирования будет использоваться проектная документация, разработанная «Газпромом».
В настоящее время выполняются проектно-изыскательские работы по морским объектам и морскому порту с хранилищами СПГ. К концу 2013 года ожидается завершение проектных работ по морской части проекта с последующим прохождением экологической экспертизы, экспертизы ОАО «Газпром» и Главэкспертизы России. Закончиться эти работы должны в третьем квартале 2014 года. По объектам морского порта в губе Териберская ОАО «Гипроспецгаз» разработало техническую часть проектной документации, в том числе по хранилищу СПГ. В конце прошлого года документация передана на государственную экологическую экспертизу, по результатам которой организована работа, связанная с устранением замечаний. Передача этих документов в Главгосэкспертизу планируется в третьем квартале 2014 года.
Проект подготовки территории завода СПГ в долине реки Орловка (с учетом переноса ее русла) разработан и получил одобрение Главгосэкспертизы. Подготовлено техническое задание на проектирование завода СПГ. Департамент по управлению корпоративными затратами ОАО «Газпром» проводит открытый запрос предложений на выполнение проектных работ по заводу СПГ.
«С тех пор как было анонсировано, что по Штокману будет вестись корректировка капитальных затрат и оптимизация проекта, никаких принципиальных изменений в него внесено не было, — рассказал Всеволод Черепанов. — Сроки проекта мы не меняли — 2019 год».