«Роснефть» собирается создать на Дальнем Востоке новый центр, специализирующийся на строительстве оборудования для работы на шельфе, и настаивает на передаче консорциуму заказчиков, финансовых и технологических партнёров, которые в него войдут, дальневосточного судостроительного завода «Звезда».
«Объединённая строительная корпорация», в которую сейчас входит это предприятие, не справляется с модернизацией этих судостроительных мощностей и может запустить их в строй для обеспечения оборудованием шельфовых проектов лишь в 2018 г. По информации главы ОАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина, действующие производственные мощности ОСК – это 80% судостроительной промышленности России – в основном специализируются на обеспечении гособоронзаказа и полностью загружены. По итогам проведённой «Роснефтью» работы с ОСК стало очевидно, что свободных производственных мощностей для обеспечения программы шельфовых проектов у корпорации в настоящее время нет.
Тогда как уже в первом квартале 2018 г. новый завод по сжижению природного газа, который собирается построить «Роснефть» на Сахалине, должен начать поставки законтрактованных объёмов потребителям. «Срыв контрактов в условиях жесточайшей конкуренции приведёт к потере рынков сбыта, а страна не получит необходимый социально-экономический эффект. По оценке экспертов, как известно, мультипликативный эффект инвестиций в шельфовые проекты от смежных отраслей составляет 1 к 7, даже 7,7», – заявил глава «Роснефти» на недавнем совещании о перспективах развития отечественного гражданского судостроения.
По словам Игоря Сечина, конфигурация будущего консорциума будет выглядеть так: «Роснефть» формирует заказ, «Газпромбанк» организует в целом работу, сопровождая её финансированием. Кроме того, в консорциум будут входить зарубежные технологические партнёры, которые будут «должны передавать компетенцию»: General Electric, Parker Drilling, корейские верфи, DSME и STX, Kvaerner, Technip. Речь идёт не просто о модернизации «Звезды», а о создании центра по производству морской техники и оборудования для реализации шельфовых проектов. Консорциум может также получить ещё две дальневосточные верфи. (По информации «Коммерсанта», речь идёт о Северо-Восточном ремонтном центре в Камчатском крае и 30-го судоремонтного завода в Приморье). Кроме того, по словам главы «Роснефти», в настоящее время обсуждается с Минобороны передача консорциуму 82‑го завода в Мурманске.
«Исполнение даже тех небольших заказов, которые мы размещаем на верфях, также идёт с существенным отставанием. «Роснефть» совместно с партнёрами имеет вместе с тем успешный опыт самостоятельной реализации крупных инфраструктурных проектов: таких как «Сахалин‑1». Хочу отметить, что строительство и установка основания морской буровой платформы массой 150 тыс. т прошла с опережением графика. Доля российского участия составила более 70%. Аналогов такой платформы, предназначенной для бурения и эксплуатации одновременно 46 скважин, в мире нет», – отметил Игорь Сечин.
Напомним, что, по словам президента РФ Владимира Путина, портфель заказов «Газпрома», «Роснефти» и «Совкомфлота» для работы на шельфе в период до 2030 г. составит 6,5 трлн рублей или 512 судов. :///