Сегодня во многих СМИ цитируются слова премьера Украины Николая Азарова о том, что Украина может совсем отказаться от российского газа, если не будет пересмотрен кабальный для страны договор с Россией по поставкам голубого топлива. Российской стороне тоже есть о чем задуматься, памятуя о том, что не «Газпромом» единым мир держится.
В настоящее время Россия – основной стратегический поставщик газа для Европы, а украинская ГТС – основной путь доставки российского газа. Но как говорится, не все вечно под луной: в Евросоюзе все активнее стремятся диверсифицировать источники поступлений газа, пытаясь изменить географию транспортировки голубого топлива.
Важное место в стратегии ЕС занимают Туркменистан и Азербайджан. Эти страны достаточно грамотно сумели распорядиться своим потенциалом, заставив Россию о многом задуматься. Так, Туркменистан нашел новый рынок сбыта в Китае, который, кажется, в состоянии «переварить» любые объемы топлива. Первый тревожный звоночек для «Газпрома» прозвенел уже давно – несколько лет назад, после аварии на туркменском трубопроводе, ведущим в Россию. После известного инцидента туркменская сторона начала судорожно искать альтернативных России партнеров, которые в обход России будут принимать газ из Туркменистана.
А Азербайджан вообще стал претендовать на роль главного поставщика газа в Европу – ту самую, на которую претендовал Туркменистан.
Напомним, что в конце 2009 года был введен в строй газопровод «Туркменистан — Китай», по которому прокачивалось до 40 млрд кубометров газа в год. По итогам 2012 года Туркменистан стал крупнейшим импортером газа в Поднебесную. А позже Туркменистан подписал с Китаем контракт на поставку в страну еще 25 млрд кубометров газа в год. Но этим дело не ограничилось: между Туркменистаном и Китаем было подписано соглашение о строительстве комплекса по очистке газа от серы, что еще сильнее скрепило сотрудничество двух стран в энергетической сфере.
Но в любой бочке, как всегда, можно обнаружить ложечку дегтя. Для Туркменистана такой ложкой стало сомнение европейцев в успешной реализации проекта Nabucco. В ЕС не без основания посчитали и подсчитали, что у Туркменистана газа на Европу и на Китай может не хватить. И тут, воспользовавшись моментом, свою игру затеял Азербайджан, который стал активно продвигать проект по разработке газоконденсатного месторождения «Шахдениз» в азербайджанском секторе на Каспии. Именно тогда в Азербайджане заговорили о Трансадриатическом трубопроводе (ТАР), по которому можно будет доставлять газ европейским потребителям.
Эта инициатива пришлась многим по душе в странах Евросоюза. Европа практически отказалась от центрально-азиатского проекта Nabucco, недвусмысленно дав понять Азербайджану, что ему окошко в Европу открыто, хотя, если верить азербайджанской стороне и прочим компетентным источникам, то жирный крест на проекте Nabucco еще не поставлен. :///