Согласно оценкам Международного энергетического агентства, благодаря применению различных современных методов увеличения нефтеотдачи (МУН) в мире ежегодно извлекается примерно 120-130 млн т «чёрного золота» или 3-3,5% мировой нефтедобычи.
Примерно такая же доля приходится на МУН в российской нефтедобыче – порядка 3%. Тогда как в США этот показатель уже достиг 10%. Эксперты прогнозируют, что благодаря методам повышения нефтеотдачи к 2030 г. в мире будет извлекаться около 300 млн т нефти ежегодно. Лидерами рынка МУН станут Китай, Саудовская Аравия, США и Кувейт. Однако, согласно выводам исследования компании E&Y «Применение современных методов увеличения нефтеотдачи в России: важно не упустить время», у Российской Федерации огромный потенциал применения таких методов в ситуации, когда в традиционных регионах нефтедобычи падают объёмы производства. Так, по данным E&Y, ежесуточная добыча нефти на зрелых месторождениях в Западной Сибири за последние 7 лет сократилась примерно на 7%.
В настоящее время в мире используется несколько десятков различных видов МУН. Появились так называемые третичные методы увеличения нефтеотдачи. Компании разрабатывают инновационные тепловые, газовые, химические и микробиологические МУН. Когда-то Советский Союз был в авангарде применения передовых методов увеличения нефтеотдачи. Эксперты E&Y отмечают разработанные в СССР технологии поддержания пластового давления путём закачки в пласт газа, воздуха и воды, а также методом гидроразрыва пласта и солянокислотной обработки. Но сегодня новейшие МУН не находят полномасштабного применения в России. Среди ключевых причин подобного положения E&Y отмечает отсутствие необходимого стимулирования со стороны государства, административные барьеры и недостаток в стране высокопрофессиональных технических специалистов. :///