Туркменистан напирает: Россия – последний бастион на Каспии

GazoprovodТуркменистан, играющий с недавних пор роль ключевого игрока на энергетическом рынке в Каспийском регионе, в ближайшей перспективе намерен расширить географию поставок газа. Однако в России с этим согласны далеко не все. Но амбиции Туркменистана на Каспии становятся все заметнее. Об этом можно судить и по заявлениям туркменских лидеров, которые были сделаны на прошедшей с 19 по 21 ноября в Ашгабаде конференции “Нефть и газ Туркменистана”.

С 2009 года Туркменистан поставляет газ в Китай – теперь это стратегический покупатель туркменского газа, Россия и Иран сдают свои позиции. Официальный Ашгабад крайне заинтересована в европейском направлении прокачки “голубого топлива” – прежде всего по соображениям диверсификации энергопотоков.

Об этом и заявил на конференции в Ашгабаде “Нефть и газ Туркменистана” министр нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана Мухамметнур Халылов.

“Для этого имеются все благоприятные предпосылки, и прежде всего достаточная сырьевая база с доказанными запасами углеводородов, оцененными нашими специалистами и подтвержденными международными аудиторами”, – сказал министр Туркменистана. И заметил, что “в условиях быстро меняющегося мирового энергетического баланса Туркменистану с его огромным ресурсным потенциалом, благоприятным инвестиционным климатом и транзитными возможностями предстоит сыграть одну из главнейших ролей”.

Туркменистан выступил с инициативами по обеспечению надежных и стабильных поставок энергоносителей на мировые рынки под эгидой ООН. Напомним, что Генеральная ассамблея ООН уже приняла две инициированные Ашгабадом резолюции.

В стране, которая по запасам природного газа в мире занимает четвертое место, явно пытаются активизировать энергодиалог в рамках ОБСЕ. Ашгабад прорабатывает варианты «многоходовок» по развитию своей трубопроводной инфраструктуры – и не расстается с надеждой поставлять «голубое топливо» и в Европу.

Так, на конференции президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов  отметил, что Ашгабад активно реализует масштабный проекта по освоению крупнейшего в стране месторождения газа Галкыныш.

“В настоящее время на втором этапе освоения этого газового месторождения высокими темпами идут работы по строительству газоочистного завода производственной мощностью 30 млрд кубометров товарного газа в год”, – сказал он.

Галкыныш обладает  крупнейшими в мире природными запасами газа и уже это месторождение «превратилось в огромную площадку для совместной работы специалистов нефтегазовой отрасли страны со своими зарубежными партнерами” – Китаем, Южной Кореи и ОАЭ. Суммарно ресурсы месторождения Галкыныш, которое находится в Марыйской области на востоке страны,  плюс близлежащие месторождения оцениваются специалистами до 26,2 трлн кубометров газа.

На первом этапе на Галкыныш планируется добывать до 30 млрд кубометров товарного газа в год. Туркменистан и Китай уже собрались начать переговоры о финансировании второго этапа разработки месторождения.

Европа снова “мутит воду” на Каспии

В очередной раз обратил свой взор на Каспий и Евросоюз – недавно там выразили уверенность в том, что на нынешнем этапе сформировались неплохие условия для заключения соглашение по строительству Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан. Если этот проект реализуется, то следующий этап «многоходоки» – поставки газа в Европу. Таким образом Евросоюз убьет сразу двух зайцев – уменьшит энергозависимость от России и свою, и некоторых других стран, включая Украину, которая давно ищет пути избавления от “притяжения” украинской экономики от российского топлива.

“Транскаспийский трубопровод является ключевым, и Европейский союз считает, что сейчас – самые благоприятные условия для того, чтобы заключить соглашения и начать его строительство”, – сказал на конференции “Нефть и газ Туркменистана” временный поверенный в делах ЕС в Туркменистане Денис Даниилидис. – Нам необходимо в ходе переговоров разрешить лишь несколько оставшихся вопросов, и первый трубопровод может быть построен еще до завершения создания “Южного газового коридора”.

По словам Даниилидиса, Евросоюз и Туркменистан находятся на завершающей стадии переговоров. В Брюсселе уже давно говорят о том, что “Южный газовый коридор”, включающий и Транскаспийский проект, остается приоритетным для ЕС.

Нужно всего-то построить 300-километровый газопровод из Туркменистана в Азербайджан по дну Каспия, чтобы связать туркменские ресурсы и европейский рынок. Из Азербайджана туркменское топливо прямиком пойдет в Турцию, а оттуда – в страны Европы.

К тому же, Транскаспийский проект может стать и частью нескольких других масштабных проектов, например таких, как AGRI и ТАНАР, активными участниками которых являются Анкара и Баку. Официальный Ашгабад считает, что для прокладки трубы по дну Каспия, правовой статус которого пока – к счастью для России! – не определен, достаточно согласия Туркменистана и Азербайджана, территорию которых проект охватывает. И Азербайджан уже выразил готовность предоставить свою территорию, транзитные возможности и инфраструктуру для осуществления данного проекта.  Об этом сообщили представители SOCAR – госнефтекомпании Азербайджана. Но на пути реализации этого проекта стоят интересы России.

Каспий – район жизненных интересов России

Туркменистан с его запасами газа претендует на роль ключевого поставщика углеводородов – усилия Ашгабада в этом направлении вполне очевидны. И он не просто объявил о готовности подвести топливо к границам Каспия, чтобы стать ближе к Европе, но и предпринял конкретные шаги в этом направлении.

На территории страны начато строительство газопровода Восток-Запад стоимостью в 2 млрд долларов. Его задача – связать в единую транспортную сеть запасы восточного региона страны (Галкыныш) и соседних месторождений с каспийским побережьем, откуда, как уже отмечалось, можно проложить трубу к Азербайджану и выйти на европейский рынок через Турцию.

Президент Туркменистана активно обсуждает с Азербайджаном, Турцией и Евросоюзом возможности поставок туркменского газа в Европу. По его словам, “создана эффективная форма взаимодействия с ЕС”, и уже ведется предметная работа по созданию правовой базы для реализации в перспективе проекта по поставкам природного газа из Туркменистана в Европу – вовсю работает совместная трехсторонняя комиссия.

В июле этого года в Ашгабаде прошли переговоры на высшем уровне, во время которых было также подписано рамочное соглашение между правительствами Туркменистана и Турции о сотрудничестве в поставках туркменского природного газа в Турцию и далее – в Европу.

Но Россия и Иран выступают против проекта Транскаспийского газопровода и поднимают вопрос об экологической безопасности его прокладки. К тому же не решены и вопросы правого статуса Каспия.

Напомним, что вопрос определения правового статуса Каспийского моря стал актуальным после распада СССР и с появлением новых субъектов международного права — государств Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами, включая Иран, так и не решен. По настоящее время статус Каспия регулируется договором 1921 года между Россией и Персией и договором о торговле и мореплавании 1940 года между СССР и Ираном. Ряд сложностей определения статуса Каспия связан, например, с признанием его озером или морем. Это важный момент, ведь «статусная принадлежность» регулируется разными положениями международного права.

Как ни крути, а Каспийский регион становится зоной жизненных интересов многих стран. Об этом, в частности, заявил 21 ноября глава МИД России Сергей Лавров в Москве на 34-м заседании специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, в которой приняли участие делегации России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана.

“Каспийская повестка становится все более насыщенной. Очевидно, что регион становится зоной жизненных интересов. От того, как будет развиваться ситуация на Каспии, зависит благосостояние миллионов граждан наших стран, которые заняты в самых разных отраслях экономики, включая энергетику, транспорт, сельское хозяйство, судостроение, рыболовство”, – сказал Лавров.

Как отметил Лавров, работа над проектом Конвенции о правовом статусе Каспийского моря продолжается. И как видится, в интересах России, чтобы она продолжалась как можно дольше.  :///

 

2 комментария

    Оставить отзыв

    Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

    Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.