Демократия вредна для экономики, особенно если за эту демократию борются различные элиты. Президент Украины Виктор Янукович, который все сильнее толкает страну в кризис, явно не хотел расстраивать избирателей, с которыми у него были связаны планы, связанные с президентскими выборами 2015 года. Но, видимо, вышло по Черномырдину: хотел как лучше, а получилось как всегда.
Долгое время готовящееся соглашение Украины с Евросоюзом об ассоциации вдруг перестало соответствовать интересам страны буквально за считанные дни до саммита. Сторонников евроинтеграции на Украине много – даже видные украинские бизнесмены, к коим, например, относится «главный металлург» Украины Ринат Ахметов или, скажем, кондитер Петр Порошенко.
Однако в судьбу соглашения вдруг вмешался «субъективный фактор».
“Янукович несколько раз встречался с Путиным и… получил информацию, что его риски будут гораздо выше, если он уйдет от России,— считает президент Центра экономического развития Александр Пасхавер.— Что было ему сказано о рисках, которые Россия сама создаст, мы не знаем. Но иначе его невозможно понять”.
Отказ официального Киева подписывать соглашение был воспринят многими украинцами однозначно – они «проголосовали» за него ногами на Майдане Независимости, в открытую выразив протест правительству, заявив, что стремление к европейским ценностям вполне может стать национальной идеей.
Правда, рисков при движении по этому пути хватает. Так, например, Россия заявила официально, что в случае подписания соглашения исключит из режима свободной торговли все товары, на которые Украина обнулит пошлины в случае соглашения с Евросоюзом. Однако этот риск уже был просчитан.
“Создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом ведет к росту благосостояния населения на 11,8% в долгосрочной перспективе. Отказ от зоны свободной торговли с СНГ ведет к падению благосостояния на 0,7%. Таким образом, подписание соглашения об ассоциации с ЕС полностью перекрывало бы потери”,— заявляет директор по научной работе киевского Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан.
Но Россия отлично освоила искусство нетарифных ограничений – вплоть до полной блокировки импорта. И не раз это уже демонстрировала! Безусловно, часть украинской промышленности, например, машиностроение, попросту «загнется», поскольку в Евросоюзе она особенно никому не нужна. Трудно представить, что в Европе вдруг появится спрос на ширококолейные тепловозы – да таких примеров можно привести множество.
Примерно 75% украинского промышленного экспорта приходится на российский рынок. Это дает рабочие места 585 тыс человек, согласно данным Укрстата за 2012 год. Коллапс отрасли привел бы к появлению нескольких сотен тысяч новых безработных – очень быстро, всего за несколько месяцев. Для предполагаемой предвыборной кампании Януковича это было бы совсем некстати. Но нынешний президент Украины достаточно опытный политик: для него относительно интеллигентный Евромайдан сегодня – куда предпочтительнее пролетарского Майдан завтра. Да и деньги «здесь и сейчас» выглядят как-то аппетитнее.
Сегодня Украине нужны инвестиции – нужны, как воздух. Однако стремление Евросоюза подписать соглашение об ассоциации – это вовсе не желание решать украинские финансовые проблемы, например, связанные с дефицитом бюджета в 5,75-6% ВВП. Украинские власти было попытались надавить на ЕС, пытаясь убедить заплатить за подписание договора, но встретили больше осуждения, чем понимания: ранее украинский премьер Николай Азаров сообщил, что ЕС готов профинансировать Украину «смехотворной» суммой в 1 млрд евро в течение семи лет.
“Это, можно сказать, помощь нищему на паперти. Не нужны нам такие подачки в обмен на то, что мы практически угробим свою экономику”, – процитировал Интерфакс слова украинского премьера.
Азаров также проинформировал, что ЕС отказался и в содействии Украине в переговорах с МВФ, который основным условием выдачи кредита назвал повышение тарифов на газ и отопление для населения Украины – аж на 40%. Также МВФ предложил заморозить зарплату, сократить бюджетные расходы, а в обмен – в общем-то, тоже «пшик» – кредит на сумму уже существующего долга перед фондом, которого ни экономика Украины, ни электорат страны даже не очень-то и заметят.
Не получив денег на Западе, украинские политики попробовали поискать их в России, которая, по словам Януковича, внесла в газовые переговоры “проблеск надежды”. И какова цена этого проблеска? Возможно, это 2 млрд долларов долга, по которому “Нафтогаз Украины” якобы получит отсрочку. Однако в “Газпроме” выражают не столь бурный оптимизм. И даже лихой разворот Украины в сторону России ускорил переговоры не столь радикально, как на это рассчитывал Киев. Поэтому официальные власти, учитывая сложную ситуацию в стране, вновь повернулись лицом к Западу – и снова начали вести переговоры об ассоциации.
Протесты на Украине делают экономическую ситуацию в стране еще хуже – и не только потому, что десятки тысяч украинцев вместо того, чтобы работать и хоть как-то противостоять надвигающемуся кризису, разгуливают по Майдану, где поют, танцуют, митингуют и слушают страстные речи оппозиционных политиков, которые обещают им путь в «светлое будущее. А еще и потому, что потенциальные кредиторы уже сомневаются в устойчивости власти Януковича и его правительства. Доверия к нему у них явно поубавилось – считать надежным партнером того, кто, как это случилось с соглашением об ассоциации с Евросоюзом, способен перечеркнуть все договоренности махом, вряд ли возможно.
Мнения экспертов по разрешению ситуации на Украине расходятся: кто-то считает, что в итоге страну из кризиса будет вытягивать Россия, а кто-то предполагает, что сделают это ЕС и МВФ. Правда, последние этим займутся не раньше, чем убедятся, что легитимность правительства Украины не вызывает большие сомнения. Инвесторы – не глупы, они прекрасно понимают, что пока власть на Украине устроена так, как сейчас, то любые потраченные на нее средства – деньги на ветер. Действительно, демократия может быть вредна для экономики — о чем говорит и опыт многих стран, где элиты не подчиняются закону и пытаются поделить аппараты насилия. Именно поэтому отложенное в долгий ящик соглашение с Евросоюзом вызвало столь бурные протесты.
Жители Украины, вышедшие на Евромайдан, голосуют не столько за соглашение с Евросоюзом, сколько против “демократической” системы власти, которая оказалась безразличной к чаяниям обычных людей.
Вот уже и украинский олигарх Ринат Ахметов призвал власть, оппозицию и так называемых моральных лидеров страны сесть за стол переговоров.
«Я – за стол переговоров. Чтобы политики, власть, оппозиция, моральные лидеры страны сели за стол переговоров и приняли то решение, которым мы будем гордиться… И пусть за этим столом политики потеряют свои рейтинги. Но самое главное, чтобы рейтинг Украины пошел вверх”, – заявил олигарх. :///