В конце прошлой недели стало известно, что госнефтекомпания Азербайджана SOCAR практически согласовала вопрос о прокачке нефти, которая ранее предназначалась для российского трубопровода Баку-Новороссийск, по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, сообщил источник в SOCAR.
Теперь планируется, что по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан будет транспортироваться примерно 2 млн тонн нефти, которую прежде азербайджанская госкомпания якобы резервировала для нефтепровода Баку-Новороссийск.
В перспективе Азербайджан планирует расширить возможности для транспортировки по Баку-Тбилиси-Джейхан до 5 млн тонн дополнительных объемов нефти. В общем, примерно столько, сколько должно было быть прокачено азербайджанской стороной по соглашению с российской «Транснефтью». Однако Азербайджан свои обязательства, согласно заявлению российской стороны, постоянно нарушал.
“Все вопросы относительно прокачки компанией SOCAR дополнительных объемов нефти по Баку-Тбилиси-Джейхан, в том числе с BP, практически согласованы. С остановкой прокачки нефти по Баку-Новороссийск она будет направлена по Баку-Тбилиси-Джейхан “, – сообщил азербайджанский источник.
Скоро нефть из Азербайджана будет транспортироваться, возможно, уже двумя нефтепроводами – Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса, а также по железной дороге. С февраля 2014 года исключен нефтепровод Баку-Новороссийск, по которому прежде прокачивалась нефть, добываемая SOCAR самостоятельно и с сухопутных месторождений, разрабатываемых в рамках совместных предприятий.
Напомним, что российская «Транснефть» решила законсервировать участок нефтепровода Баку-Новороссийск (Махачкала-Баку), поскольку Азербайджан не проявляет инициативу по подписанию коммерческого соглашения о транзите нефти. В мае 2013 года межправительственное соглашение между Россией и Азербайджаном по транзиту было расторгнуто.
В феврале 2014 года заканчиваются все обязательства «Транснефти» по транзиту азербайджанской нефти, и российская компания готова завершить консервацию участка Махачкала-Баку, который не используется. В трубу будет закачен инертный газ, однако участок от Махачкалы до Новороссийска будет все-таки использоваться для прокачки нефти в порт столицы Дагестана.
Реализация межправительственного соглашения между Россией и Азербайджаном по прокачке нефти была приостановлена по распоряжению российского премьера Дмитрия Медведева в мае 2013 года. В течение нескольких лет Азербайджан не исполнял условия этого соглашения, транспортируя существенно заниженные объемы: предусматривалась транспортировка 5 млн азербайджанской нефти в год, но фактически объемы были куда меньше – не более 2 млн тонн. А в 2013 году Азербайджан прокачал и вовсе 1,3 млн тонн.
Затраты «Транснефти» на поддержание трубопроводной системы в должном состоянии от такой транспортировки не покрывались доходами. Также российская компания не имела права менять тариф, рассчитанный на объем в два раза больший – параметры тарифа закреплялись на правительственном уровне.
Акционеры трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан – BP (30,1%), AzBTC (25%), Chevron (8,9 %), Statoil (8,71%), ТРАО (6,53%), Eni (5%), Total (5%), Itochu (3,40%), Inpex (2,5%), ConocoPhillips (2,50%) и ONGC (2,36%). :///