ЛОНДОН, 10 февраля. Необоснованно высокие тарифы на газ установлены британскими «Бритиш гэс» и пятью другими ведущими энергетическими компаниями. С предложением исправления ситуации, вплоть до принудительного «разделения на части любой фирмы, которая пользуется своим монопольным положением на рынке в ущерб потребителям», выступил министр энергетики и по проблемам изменения климата Эдвард Дейви. Об этом 10 февраля сообщила газета «Файнэншл таймс».
По информации издания, свои предложения о том, как изменить ситуацию, министр изложил в официальном письме, направленном в Управление конкуренции и рынков. Министр отметил, что до настоящего времени ключевое внимание в Великобритании уделялось состоянию электроэнергетики, но примерно две трети потребления 85% жилых хозяйств и предприятий в стране приходятся на газ, а не на электроэнергию.
«Анализ показывает, что в среднем энергетические компании извлекают за газ прибыль втрое больше, чем за электроэнергию. У некоторых компаний разница пятикратная», — приводит его слова газета. По мнению Дейви, «за три последних года самые высокие тарифы установила «Бритиш гэс», которая среди участниц «большой шестерки» извлекала самую высокую в среднем прибыль». Если уравнять соответствующие показатели на рынке газа с данными рынка электроэнергии, то каждый потребитель «мог бы экономить до 40 фунтов стерлингов в год».
Приватизация энергосектора в Великобритании произошла в 1990-х годах. Сегодня в отрасли доминирующее положение занимают шесть компаний — на их долю приходится порядка 90% рынка.
В 2013 году большинство из этих компаний повысили тарифы на газ и электричество — примерно на 9,1%. Это более чем в три раза больше показателя инфляции, который составил 2,7%. Энергокомпании мотивировали повышение тарифов увеличением затрат, а также необходимостью соответствовать требованиям социальной и экологической политики правительства Великобритании.
За последние несколько лет стоимость электроэнергии в Великобритании увеличилась на 24%, что оказывает давление на британские домохозяйства, которые стеснены в средствах на фоне экономического кризиса и программы сокращения госрасходов. Зарплаты практически не растут. Дискуссия по поводу дороговизны жизни в Великобритании, а также прибылей «большой шестерки», продолжает набирать обороты. Британские потребители считают, что их поставили перед выбором «платить либо за отопление, либо за еду». На этом фоне премьер-министр Дэвид Кэмерон может принять решение урезать экологические налоги. :///