Переход прав собственности на объекты нефтегазовой отрасли в Крыму не противоречит международному праву – эксперт

Krim shelfНесмотря на резкие заявления Украины о незаконности перехода прав ее собственности в Крыму АРК, все противодействие в отношении РФ сведется к заявлению, которое в итоге будет иметь неопределенную судебную перспективу по оспариванию прав этой самой собственности и взысканию компенсаций за госимущество Украины. Сыграет ли этот шаг Украины какую-либо значимую роль для проведения процедуры перехода права собственности на нефтегазовые объекты от Украины к Российской Федерации?  Об этом свое экспертное мнение высказал юрист-эксперт Александр Горбацевич.

Для того чтобы определить возможные перспективы перехода права собственности на объекты нефтегазовой отрасли, находящиеся на территории Крыма, необходимо сначала определить правоотношения сторон и правовую природу отношений между ними, а также юридические аспекты, которые приведут к изменению, прекращению или возникновению права собственности на те или иные объекты.

Развитие ситуации с Крымом привело к ряду резких заявлений со стороны правообладателей того или иного имущества на территории Украины. Причем «отметились» все заинтересованные стороны – Крым, Россия и Украина. Связано это прежде всего с ситуации в Крыму, а именно – власти Крыма объявили о национализации целого ряда объектов, которые юридически принадлежали Украине.

17 марта 2014 года на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета Автономной Республики Крым было принято Постановления «О независимости Крыма». Согласно тексту документа, государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия постановления на территории республики Крым, является государственной собственностью республики Крым. Таким образом, недра, активы, иная государственная собственность, в том числе в нефтегазовой отрасли, перешли в собственность Крыма.

Второе знаковое событие – подписание договора о принятии республики в состав Российской Федерации. Крым и Севастополь считаются принятыми в состав РФ с 18 марта 2014 года.

Для решения формальных вопросов будет существовать определенный переходный период, в частности, до внесения изменений в Конституцию РФ, а также обеспечения надлежащего функционирования органов исполнительной власти на местах.

Страны Запада и Украина, само собой разумеется, признали решения Крыма нелегитимными. И в обозримом будущем их точка зрения на ситуацию с Крымом врядли изменится.

Однако, скорее всего, несмотря на резкие заявления о незаконности перехода права собственности Украины под юрисдикцию Крыма, все давление на Россию сведется к заявлению о начале процедуры судебных исков по оспариванию права собственности и взысканию компенсаций за госимущество Украины. И сыграет ли это какую-нибудь существенную роль для проведения этой самой процедуры перехода права собственности от Украины к Российской Федерации? Скажем, на нефтегазовые объекты Крыма, которые «отошли» от Украины.

Но непризнание Украиной юрисдикции России на территории Крыма сделает абсурдным предъявление претензий к России, как к собственнику спорного госимущества. Особенно если учесть, что принятие независимой республики в состав Российской Федерации не противоречит нормам международного права.

Прогнозируя возможные процедуры оспаривания результатов перехода госимущества, обратим внимание на те определения, которые используются в средствах массовой информации в отношении перехода государственной собственности Украины в пользу Крыма.

Сторонники той власти на Украине, которая сама к ней пришла, мягко говоря, нелегитимным путем, заявляют, что все механизмы отчуждения, которые использованы Россией, неправомерны. Поэтому, дескать, международные суды не признают законным отчуждение госсобственности, полученной в результате национализации Крымом и последующей  аннексией этих объектов Россией.

Подобные заявления, как видится, не имеют под собой никакого основания.

Национализация – это введение государственной собственности и контроля над ресурсами и деятельностью, которыми раньше занимались частные предприниматели или местные организации. Но в отношении госсобственности Украины национализация со стороны крымских властей невозможна.

Аннексия же  – это насильственное и противоправное присоединение одним государством территории или части территории другого государства, а также пространства, находящегося в общем пользовании международного сообщества.

Учитывая волеизъявление населения Крыма на референдуме о входе в состав Российской Федерации, упоминание аннексии со стороны России звучит, по меньшей мере, необоснованно. Необходимо учесть также, что переход республики в состав России – это результат прежде всего политических, социальных и иных обстоятельств.

В данном случае, ключевая роль отводится нормам международного права, определяющего законность правовых последствий. А в случае применения по аналогии права нормы, касающегося правопреемства государств, переход собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа.

Мировая практика показывает, при отделении части территории государства и образовании на ней государства-преемника или ее объединения с другим государством, недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на отделившейся от него части территории, переходит к государству-преемнику. Движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой части территории, также переходит к государству-преемнику. Иная движимая собственность переходит к нему в справедливой доле.

При подобных обстоятельствах, претензии Украины будут являться несостоятельными.

Но на практике – жизнь вносит свои коррективы. Возможны и силовые удержания документов о регистрации права собственности, и экономическое давление, и использование иных рычагов давления на регион для достижения договоренностей о компенсации за утраченное право собственности со стороны прежних владельцев.

Напомним, крымский парламент  национализировал активы «Черноморнефтегаза», «Укртрансгаза» и Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами, которые расположены на полуострове. Об этом сообщила пресс-служба Государственного Совета.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.