тэкно:///блог

Украина хочет продления нефтепровода “Одесса-Броды” до Плоцка

Пн, 7 Апрель 2014 | 19:01 |

odessa_brodyВозобновление проекта строительства т.н. “реверсного” нефтепровода “Одесса-Броды-Плоцк” в нынешних условиях лишён всякого смысла. Об этом заявил вице-председатель польской Национальной палаты предпринимателей и бывший вице-президент польского нефтеконцерна PKN Orlen Януш Вишневский.

По словам Вишневского, ещё 10 лет назад было подсчитано, что строительство нефтепровода “Броды-Адамово” может окупиться единственно в том случае, если по нему будет проходить как минимум 20 млн сырой нефти в год. В то время PKN Orlen мог “освоить” лишь от 2 млн до 4 млн тонн – в то время, как основной конкурент Orlen на польском рынке топлива – группа Lotos – лишь 1-2 млн тонн. При этом обе фирмы подчёркивали условие об экономической окупаемости и высокого качества закупаемого сырья.

Вишневский напоминает, что в своё время в присутствии тогдашних президента или премьер-министра Польши подписывались соответствующие протоколы о намерениях – которые, тем не менее, имели политическое (поддержка политического курса Украины), а не экономическое (обеспечение польских НПЗ качественным сырьём) значение. По утверждению бывшего вице-президента нефтеконцерна Orlen, использование более “лёгкой”, по сравнению с российской REBCO, азербайджанской нефти лишь усложнил бы технологический процесс и сам режим производства топлива – а также сделал бы его более дорогостоящим. С тех пор, отмечает пан Вишневский, ничего не изменилось, а поддержка проекта в нынешних политических условиях лишает его всякого смысла.

Как известно, на прошлой неделе украинский министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан сообщил о возобновлении переговоров с Польшей по продлению магистрального нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка  с тем, чтобы Польша была заинтересована в коммерциализации этого проекта. Для строительства нефтепровода Одесса-Броды и его продлении на 490 км до НПЗ PKN Orlen в Плоцке и далее до НПЗ Lotos в Гданьске было создано СП (совместное предприятие) Sarmatia; также были подготовлены ТЭО (технико-экономическое обоснование) и планы по реализации т.н. “евроазиатского нефтетранспортного коридора на базе аверсного использования нефтепровода Одесса-Броды.

Нефтепровод Одесса-Броды (протяженность 674 км, мощность 9 млн тонн в год) соединяет морской нефтяной терминал (МНТ) Пивденный под Одессой и систему магистральных нефтепроводов Дружба в Бродах (Львовская обл.). Введён в эксплуатацию в 2001 году. Изначально он строился для прокачки лёгкой каспийской нефти в страны ЕС, однако до 2004 года простаивал, затем использовался в реверсном режиме (в направлении нефтетерминала Пивденный) и для транспортировки венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ в Беларуси.

Вишневский напоминает, что в своё время в присутствии тогдашних президента или премьер-министра Польши подписывались соответствующие протоколы о намерениях – которые, тем не менее, имели политическое (поддержка политического курса Украины), а не экономическое (обеспечение польских НПЗ качественным сырьём) значение.  По утверждению бывшего вице-президента нефтеконцерна Orlen, использование более “лёгкой”, по сравнению с российской REBCO, азербайджанской нефти лишь усложнил бы технологический процесс и сам режим производства топлива – а также сделал бы его более дорогостоящим.  С тех пор, отмечает пан Вишневский, ничего не изменилось, а поддержка проекта в нынешних политических условиях лишает его всякого смысла.

Вишневский сравнил ситуацию с нефтепроводом со скандальной историей вокруг приобретения PKN Orlen НПЗ в литовском городе Мажейкяй – где, по рассчётам литовских и польских политиков, закупка концерном 38 млн тонн сырой нефти была призвана “устрашить русских” и заставить их с уважением относиться к полякам. В результате, указывает Вишневский, были бессмысленно потрачены 3 млрд долларов, которые сейчас очень бы пригодились для развития инфраструктуры нефтепроводов или же для собственной добычи углеводородов в Польше.

Польский эксперт уверен, что проект продления нефтепровода “Одесса-Броды” до Адамова может быть осуществлён единственно при финансовой поддержке Евросоюза – для чего ЕС должна признать этот проект “стратегически важным”. “Я тем не менее, не верю, чтобы азербайджанская нефть, которая вначале идёт по нефтепроводу до Чёрного моря, потом танкерами до Одессы, и потом вновь по 500-километровому нефтепроводу, который надо ещё построить, была бы конкурентоспособной.

По мнению Януша Вишневского, существующая в настоящее время модель доставки нефти т.н. “ямальским” нефтепроводом “Дружба” будет и впредь эффективной, пока будет существовать опция доставок нефти на германские НПЗ – “а здесь ничего не говорит о каком-либо кризисе”. Кроме того, у Польши есть не только свой нефтетерминал, но также “реверсный” трубопровод “Pomerania”, по которому, в зависимости от направления прокачки, можно перевалить от 27 млн до 33 млн тонн нефти в год. К тому же, указывает эксперт, не следует забывать, что “Pomerania” связана с германскими НПЗ.

“Не надо забывать, что Польша является членом Евросоюза и ищет своё место в общеевропейской энергетической политике, поэтому нам не стоит придумывать очередных рискованных – как в политическом, так и экономическом смысле – инвестиций”, – считает бывший вице-президент PKN Orlen.

Читайте аналитические материалы, обзоры и последние новости нефтегазовой индустрии на сегодня, 23 Октября, в нашей ленте и в наших группах в социальных сетях:
Facebook, Одноклассники, ВКонтакте, Twitter и Telegram

Рубрики: Транспорт | Темы: , , , ,

О чём говорят в интернете