Президент РФ Владимир Путин накануне после встречи с президентом Швейцарии Дидье Буркхальтером (эта страна сейчас председательствует в ОБСЕ) выступил с неожиданным для многих предложением плана выхода из кризиса, сложившегося на Украине.
Предложение о полноценном диалоге между новыми киевскими властями и представителями юго-востока Украины – это не новое в риторике российских властей. Новое другое: «Просим представителей юго-востока Украины, сторонников федерализации страны, перенести намеченный на 11 мая текущего года референдум, с тем, чтобы создать необходимые условия для этого диалога». Подобная инициатива, с которой выступил российский президент, для многих оказалась весьма неожиданной. Ведь за день до этого заявления российский министр иностранных дел Кирилл Лавров жестко клеймил Запад и украинские власти, которые любой ценой пытаются провести выборы на Украине, намеченные на 25 мая. Лавров тогда четко заявил, что в сложившихся условиях, когда на Украине льется кровь и мирных жителей в том числе, признать эти выборы легитимными Россия никак не может. И вдруг – резкий разворот!
Теперь Путин считает, что предстоящие 25 мая президентские выборы на Украине – это «движение в правильном направлении», хотя еще накануне в РФ не нашлось бы ни одного политика, который не заявлял, что их проведение нелогично, пока внутри страны идет военная операция.
Правда, российский президент заявил, что киевские власти должны немедленно прекратить все военные и карательные операции и освободить всех политзаключенных — как случилось вчера с «народным губернатором» Донецка Павлом Губаревым. Путин также отметил, что российские войска от украинской границы отведены, а в настоящий момент они находятся в местах регулярных учений, что, однако, не подтверждают оппоненты России на Западе. Так, в НАТО, если верить словам французской Le Figaro, которая ссылается на представителя альянса, заявили, что у руководства блока нет сведений об отводе российских войск от границы с Украиной.
Теперь уже согласен с Путиным и экс-кандидат в президенты Украины Олег Царев – лидер движения «Юго-Восток». Еще накануне он страстно выступал за проведение референдума и активно помогал его готовить. Взяли паузу «на подумать» и активисты «Донецкой народной республики» (ДНР), которые, впрочем, заявили, что складывать оружие в одностороннем порядке не готовы.
И подумали. «Народные советы» Донецка и Луганска 8 мая приняли единогласное решении, что не имеют права лишить народ шанса на подвиг и отменять референдум.
О решении ДНР «Интерфаксу» сообщил сопредседатель ее «правительства» Мирослав Руденко, который заявил, что референдум пройдет 11 мая, как и планировалось. Другой лидер ДНР Андрей Пургин сказал РБК-Украина, что это решение не самообороны, а «народа Донбасса»: «Народ Донбасса получил шанс совершить подвиг, и мы не имеем права лишать его этого шанса». По версии Пургина, «депутаты» народного совета приняли решение единогласно. О таком же решении самопровозглашенной «Луганской народной республики» известил один из лидеров местной самообороны Алексей Чмиленко.
На совместном брифинге с Буркхальтером Путин заявил, что ОБСЕ обещала учесть позицию России по ряду вопросов, связанных с урегулированием ситуации на Украине, однако четкого ответа, о чем все-таки конкретно идет речь, на этот раз общественность так и не услышала. В настоящий момент план ОБСЕ включает четыре элемента (по версии Буркхальтера): прекращение огня; разоружение всех незаконно сформированных вооруженных формирований, для чего ОБСЕ готова сформировать фонд и финансово стимулировать его; налаживание диалога через круглые столы с участием всех заинтересованных сторон; проведение президентских выборов, прозрачность которых будут гарантировать примерно тысяча наблюдателей от ОБСЕ.
Однако на Украине пока несколько ревниво отнеслись к плану ОБСЕ, который организация предложила в Москве. Киевская власть удивлена тем, что на сей раз без нее ее женили – киевских не пригласили к разговору, о чем и заявил назначенный Верховной Радой и.о обязанности премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Оказывается, в Киеве свое видение разрешения кризиса – там снова ведут уже успевшие набить оскомину речи о «коварных москалях», России, которая только и думает, чтобы внести на Украину хаос. Основной посыл киевской власти – отзыв Россией диверсионных групп и прекращение их финансирования, кипятится Яценюк, но не приводит ни одного документального подтверждения своим словам.
По словам Путина, Россия не собирается втягиваться в конфликт, к которому ее подталкивают некоторые западные страны, включая США и некоторых членов Евросоюза. Россия хочет мирного урегулирования кризиса. Об этом, кстати, и раньше говорили все близкие к Кремлю политики, однако и их тон заявлений несколько изменился. Безусловно, переговоры России с западными политиками ведутся постоянно и вполне очевидно, что их суть в том, что во всех последующих событиях на Украине должны быть учтены интересы России. О чем все-таки конкретно ведется речь, гражданам пока не поясняют – и, возможно, никогда этого не сделают. Что же касается вопроса о переносе референдума на юго-востоке Украины, то, как теперь поясняют российские власти, это дело украинских регионов. Россия же предлагает перенести референдум потому, что хочет не допустить дальнейшей эскалации напряженности и прекратить кровопролитие, отмечает теперь председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий.
Немного с облегчение вздохнули и в Славянске, поскольку в этой ситуации штурм города с использованием тяжелого вооружения стал менее вероятным, но, если он все-таки произойдет, то ни о каких попытках наладить диалог речи уже не будет, предотвратить скатывание к широкомасштабной гражданской войне на Украине вряд ли тогда удастся.
Одним словом, закулисные переговоры об урегулировании кризиса на Украине идут полным ходом, хотя прежде общественное мнение больше склонялось к мысли, что таких переговоров нет вовсе – уж больно горячо все стороны конфликта нападали в своей риторике на оппонентов. Вопрос в том, на какие уступки теперь готовы пойти все стороны? И изменила ли Россия свою позицию по данному вопросу? Ряд политологов считает, что Москва делает своим приоритетом отказ от насилия при решении внутреннего устройства Украины – поэтому и заговорила о поиске компромисса ради сохранения хотя бы видимости украинского государства. :///