Украине может быть выгодно строительство «Южного потока»

Ujni potok

В начале этой недели над мегапроектом «Газпрома» «Южным потоком» сгустились тучи. Снова пошли слухи о том, что он завершается, едва начавшись. Болгарское правительство, побеседовав с американскими сенаторами, объявило, что временно замораживает строительство своего участка. И без согласия Еврокомиссии, которая давать добро на строительство пока не намерена, начинать работы по проекту не намерена. На Украине также изо всех сил пытаются убедить Европу, что «Южный поток» ей не нужен. Но вот вопрос – не нужен ли он самой Украине?

В Евросоюзе считают, что условия участия в проекте «Газпрома» вопиющим образом противоречат так называемому Третьему энергетическому пакету и либеральным рыночным принципам ЕС.

Принципы эти достаточно просты: они не позволяют одной и той же компании быть владельцем газа и оператором газопроводной системы, которая проходит по территории стран-членов Евросоюза. По мнению европейцев, монополизм должен уступить место здоровой конкуренции, а заверения России о том, что «Южный поток» только укрепляет энергобезопасность Европы, как-то не впечатляют капризный Брюссель. По мнению Еврокомиссии, безопасность энергоснабжения стран ЕС должна обеспечиваться преимущественно диверсификацией поставщиков, а не маршрутов поставки. В сухом остатке получается, что «Южному потоку» отказывают в предоставлении статуса приоритетного и уже практически лишили доступа к льготному кредитованию в Европе, на что в «Газпроме» ранее заметили, что готовы осуществить задуманное как бы там ни было – даже без внешних займов, за счет собственных средств.

Россия заключила межправительственные соглашения с каждой из стран-транзитеров российского газа и предложила считать газопровод не европейским, а российским, однако в ЕС этот «пассаж» «Газпрома» поняли не так, как это бы хотелось российскому монополисту и стали всячески чинить препятствия, оказывая давления на страны, по которым должна пройти российская газовая труба. Плюс негласно увязали строительство «Южного потока» с украинским кризисом и газотранспортной системой (ГТС) Украины, которая, дескать, окажется никому не нужной, если будет дан зеленый свет российскому проекту. А интерес к украинской ГТС есть и у европейских, и у американских компаний, которые не прочь, как выясняется, порулить украинским газовым вентилем. Но только в том случае, если будут предоставлены долгосрочные гарантии, что «Газпром» будет транспортировать газ через Украину. В противном случае – грош цена украинской газотранспортной системе.

Месть за Крым?

Ujni potСегодня некоторые эксперты расценивают давление Евросоюза на более слабых членов ЕС как месть за Крым и за украинский восток, где до сих пор идут кровопролитные бои. Сам же Евросоюз, согласно официальной версии, стоит на своем – причина давления на Болгарию и Сербию состоит в нарушении пресловутого «третьего пакета».

С другой стороны, так ли России нужен «Южный поток»?

Безусловно, в условиях многогодовой конфронтацией с Украиной по газовому вопросу он нужен – прежде всего для того, чтобы диверсифицировать поставки российского газа в страны Европы. Но с другой стороны, какой резон Еврокомиссии выкручивать руки болгарам только из желания повлиять на политику России на Украине? Зачем ЕК делала суровые предупреждения участникам «Южного потока» о том, что договоренности с «Газпромом» противоречат законам и нормам Евросоюза? Брюссель предупреждал, например, Софию еще с 2010 года – задолго до событий на Украине. Болгары пообещали соблюдать все нормы по «Южному потоку», но, видимо, понадеялись на «Газпром» и его магию при урегулировании подобного рода спорных вопросов. Но что-то не срастается: после очередной порции «китайских предупреждений» в Болгарии все-таки подумали и решили «приморозить» работы по проекту, опасаясь санкций, которые могут лишить страну части субсидий Евросоюза.

«Доводы о необходимости «Южного потока» в связи с угрозой транзитным потокам газа на территории неспокойной Украины на Брюссель особого впечатления не произвели. Смысл ответа Еврокомиссии ясен: Украина ни разу не нарушала своих обязательств по транзиту, а все перебои в транспортировке происходили, когда задвижки на трубах перекрывала российская сторона. Неспособность наладить нормальные отношения с соседом – не вина Евросоюза и не повод для нарушения контрактов на поставку газа в Европу, настаивают комиссары», – рассуждает Михаил Крутихин, партнер и аналитик консалтинговой компании RusEnergy.

По мнению Крутихина, у России предвзятый взгляд на концепцию «Южного потока» и нет рационального объяснения грандиозному замыслу – построить очередную трубу в Европу. Аналитик считает, что спрос на продукцию «Газпрома» в Европе не растет, а наоборот, снижается.

«Когда руководители компании убеждали президента (Путина) в том, что к 2020 году европейцам понадобится дополнительно 200 млрд кубометров газа в год и этот газ поступит именно из России, специалисты отрасли крутили пальцем у виска. По самым оптимистичным прогнозам, прирост потребления составит не более 30 млрд в год, и покроет его импорт сжиженного природного газа, а не «Газпром», – считает Крутихин.

По его мнению, мощность газопроводов, которые сейчас работают на Европу, не включая страны СНГ и Балтии, уже составляет 250 млрд кубометров в год, тогда как годом ранее по трубам транспортировалось всего 138 млрд кубометров. Если к этим объемам приплюсовать еще 63 млрд кубометров «Южного потока», то это будет явно больше, чем нужно.

Ко всему прочему, считает эксперт, строительство «Южного по тока» находится в прямом конфликте с провозглашенной в Кремле стратегией завоевания азиатских рынков.

«Когда менеджеры «Газпрома» обещают вскоре уравнять потоки газа в Европу и в Азию, это может означать только одно: европейский экспорт намечено кардинально урезать – ведь больше 68 млрд кубометров в год азиатам отправлять никто не собирался и не собирается», – говорит Крутихин.

И также не очень понятно, откуда российский газовых холдинг получит огромные средства на строительство – по мнению Крутихина, эта сумма составит не запланированные 16 млрд долларов, а свыше 70 млрд долларов . И где взять деньги на «китайский проект» «Сила Сибири», на строительство которого потребуется куда большее финансирование, чем то, о котором сегодня говорят российские чиновники, – порядка 100 млрд, резюмирует аналитик.

По мнению Крутихина, позиции России в своем желании построить «Южный поток» достаточно слабы, поскольку она хочет «во что бы то ни стало наказать Украину лишением газового транзита, эксплуатирует жадное лобби строителей трубопроводов, прославившееся непомерно раздутыми издержками».

Странно, но факт: Украина может выиграть от строительства «Южного потока»

Ujni Potok 1Однако строительство «Южного потока» на территории России уже состоялось. Вполне вероятно, потрачены миллиарды долларов, однако уверенности в том, что трубы дотянутся хотя бы до берега Болгарии, как не было, так и нет.

Остановка строительства «Южного потока» вроде бы крайне выгодна Украине – хотя бы потому, что она не потеряет деньги, которые получает за транзит. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ряд экспертов полагает, что Украина может на «Южном потоке» и хорошенько заработать, если проект будет реализован, хотя в Брюсселе Арсений Яценюк неустанно талдычит европейцам, что для Европы «Южный поток» – это плохо. Но ЕС никогда не признает факта, что запрещает российский проект исключительно по политическим соображениям.

«В Болгарии там вообще проблема, связанная с тем, что они очень по-русски подошли к вопросу, – говорил ранее «Дождю» Андрей Мовчан, управляющий партнер компании «Третий Рим». – Кто-то что-то украл, что-то сделали не по технологии, плохо провели тендеры и т.д. А это, естественно, не устроило всех, кто в этих тендерах проиграл. Евросоюз – достаточно серьезная организация. Он тут же выразили свое «фе», и болгарам, конечно, придется прислушаться, потому что они должны жить по правилам. Транзит через Украину нужен исключительно России. Европа прекрасно его получит и по «Южному потоку», и как угодно, и Украине продаст его (газ) еще дешевле, чем Россия. То есть ,вообще нет никаких стратегических или тактических причин это делать (замораживать «Южный поток»)».

Действительно, в Евросоюзе были возмущены тем, что в Болгарии, мягко говоря, не очень корректно провели тендер по болгарскому участку, в результате которого ни одна европейская компания не получила права на работы – зато его получили структуры близкого приятеля российского президента Геннадия Тимченко, который еще и под санкциями находится. Все это несколько «напрягает» европейцев, которые также всегда ищут экономические выгоды.

Стоит ли его гонять по трубам?

Ujni korridorДо недавнего времени транзит газа через Украину рассчитывался так: цена за тысячу кубометров прокачки российского газа на расстояние в 100 км в 2012 году стоила 3 доллара 6 центов, затем 3 доллара 11 центов, далее цена увеличилась на один цент к концу 2013 года. «Газпром» обычно платит за транзит авансом, и сегодня в холдинге считают, что транзит газа оплачен до начала 2015 года. Согласно данным «Газпрома», с начала 2012 года и до конца 2013 года сумма авансовых платежей за транзит российского «голубого топлива» составила 5,15 млрд долларов. Причем сумма вычисляется по формуле, увязанной с ценой на газ. Если у Украины получится уменьшить стоимости газа, то автоматически увеличивается период обслуживания транзита. Из указанной выше суммы 5 млрд киевским властям придется еще тратить на обслуживание своих ГТС. И вот тут-то и скрыта некая «закавыка». Может быть, Киеву выгоднее вообще не быть транспортером российского газа, а закупать все его объемы в Европе?

«В любом случае сумма за транзит несравнима с разницей в цене на газ, – считает Мовчан. – Если бы Украина получала газ по китайской цене, то никакой транзит ей был бы не нужен пять раз. Кроме того, перед Украиной стоит задача не сэкономить или заработать 2 млрд долларов в год, перед Украиной стоит задача, как из ВВП с 3 тыс долларов на человека, сделать хотя бы пятнадцать. Это несопоставимые задачи и транзитом можно пренебречь».

Между тем в Киеве считают, что у России уже есть надежный транспортный механизм — ГТС Украины, и пытаются договариваться о цене на «голубое топливо», поменяв долгосрочный контракт. А в России почему-то как-то не замечают, что действующий «Северный поток» все еще не загружен как минимум на 30%. И намерены соорудить дорогущий «Южный поток», окупаемость которого многие эксперты ставят под большое сомнение. Ну а политические моменты мы пока оставляем в стороне, поскольку даже худой мир лучше доброй ссоры…   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.