Третейский суд в Гааге вынес вердикт, в соответствии с которым Москва должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа в качестве компенсации 50 млрд долларов, то есть почти девятую часть российского бюджета. Это решение, которое было принято на фоне западных санкций, еще больше обостряет политические противоречия, существующие между Россией и Западом. По мнению многих экспертов, вердикт гаагского арбитража может не только повредить кредитоспособности России и усугубить ее международную изоляцию, но и подорвет усилия последних двадцати лет по интеграции российского бизнеса в глобальную экономику.
«Решение о крупнейшей за всю историю международного арбитража выплате, принятое арбитражным судом в Гааге, стало последним этапом в конфликте, который начался в 2003 году, когда российские власти арестовали главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и распродали его компанию за последующие несколько лет», – пишет автор статьи в The New York Times Стэнли Рид.
Он отметил, что суд признал тот факт, что ЮКОС «мог быть подвергнут некоторым обоснованным обвинениям», так как некоторые его операции, в частности с налогами, носили «в некотором роде фиктивный» характер. Тем не менее арбитраж решил, что российский госаппарат ради выгоды обанкротил ЮКОС, одновременно убрав Ходорковского с политической арены.
«Принятое в пользу акционеров, это решение усиливает давление на Россию, которая подвергается нарастающей критике в США и Европе из-за обострения кризиса на Украине, – отметил корреспондент Стэнли Рид.
В то же время, по его мнению, остается непонятным, каким образом истцы намерены взыскать эти деньги.
Постановление гаагского суда, пишет Financial Times, в особенности испортит настроение тем, кто имеет дело с «Роснефтью, которая «унаследовала активы ЮКОСа».
«В особенности возникают сомнения в здравомыслии британской BP, которая недавно обменяла свои доли в российских активах на 20% акций «Роснефти», – подчеркивает издание.
«Санкции и решение по делу ЮКОСа создают риск растущей изоляции России. Это подорвет усилия последних двадцати лет по интеграции российского бизнеса в глобальную экономику», – пишут в другой статье Financial Times журналисты Нил Бакли, Питер Шпигель и Катрин Хилле.
В этой связи они напомнили, может быть уже сегодня будет объявлено о санкциях США и Евросоюза против целых секторов российской экономики.
В свою очередь газета El Pais выразила сомнение в том, что истцам удастся истребовать компенсацию. В этой связи издание отметило заявление российского Минфина, в котором говорится о том, что решение по делу ЮКОСа – не в компетенции Нидерландов, так как Россия не ратифицировала Энергетическую хартию, на которой основано решение третейского суда.
В то же время издание напомнило историю со швейцарской компанией NOGA, которая основываясь на вердикте Страсбургского суда, пыталась арестовывать имущество российского государства за границей. По мнению El Pais, бывшие акционеры ЮКОСа последуют этому примеру.
«Акционеров ЮКОСа ждет битва за то, чтобы вытребовать 50 млрд долларов» -считают журналисты Financial Times Нил Бакли и Катрин Хилле.
По их мнению, Россия не может обжаловать решение арбитража, но вполне в состоянии «отодвинуть его в сторону».
Крайне опасной назвал возможную перспективу арестов российского имущества за рубежом обозреватель Der Spiegel Штефан Шультц.
В этом случае, считает он, русские в ответ могут начать конфисковывать имущество западных компаний, ссылаясь на нарушения налогового или экологического законодательства.
«Дойдет ли до этого, пока неизвестно. Но уже сейчас решение суда усугубляет политический климат между Россией и Западом», – подчеркнул Штефан Шультц. :///