“Газпром” предлагает отменить обязательство компаний с госучастием выкупать акции у миноритариев в тех случаях, когда сделки осуществляются во исполнение актов президента и правительства.
Просьба рассмотреть такую возможность и в случае согласия выступить с законодательной инициативой изложена в письме председателя правления “Газпрома” Алексея Миллера в адрес министра экономического развития Алексея Улюкаева, сообщил “Интерфаксу” источник, знакомый с предложениями газовой монополии. Ассоциация по защите прав инвесторов надеется, что предложение не будет поддержано, так как оно лишает миноритариев как профессиональных, так и частных, российских и международных ключевого механизма защиты инвестиций.
Отмена обязательств задним числом
Проект законопроекта с пояснительной запиской приложен к письму Миллера, сказал собеседник “Интерфакса”. Задача этого документа – “выработка единой позиции” для ликвидации риска “понуждения компаний с госучастием направлять акционерам ОАО обязательное предложение в результате сделок, связанных с перераспределением активов между такими компаниями в рамках исполнения актов президента и правительства”.
Изменения предлагается внести на случай, когда необходимость приобретения акций и/или аффилированность между акционерами ОАО возникла в результате исполнения актов президента и правительства. При этом ввести новые положения “Газпром” хочет задним числом, распространив их действие на правоотношения, возникшие с момента вступления в силу главы XI.1 закона об АО. А эта глава в законе появилась еще в 2006 году.
Работа в интересах государства
Как подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту, компании с существенной долей государства в уставном капитале действуют “не только в своих интересах, но и опосредованно в интересах своего основного акционера – РФ”. При этом зачастую перед ними ставятся задачи государственной важности, нацеленные не на извлечение максимальной прибыли, а на продвижение интересов государства и его граждан.
По мнению газовой монополии, обеспечение обороноспособности страны и стабильное функционирование инфраструктуры не должны ставиться в зависимость от различных экономических факторов, в частности, роста капитализации компании.
“В рамках проведения государственной политики, направленной на достижение указанных выше целей, компании с существенной долей государства совершают сделки во исполнение актов государственных органов. В этом случае они выступают в обороте не как независимые гражданско-правовые субъекты, а как проводники воли РФ”, – цитирует пояснительную записку собеседник “Интерфакса”.
При этом по закону лицо, которое вместе с аффилированными лицами приобрело более 30% голосующих акций, в течение 35 дней обязано направить остальным акционерам публичную оферту о выкупе у них ценных бумаг.
Согласно Конституции указы и распоряжения президента и правительства обязательны к исполнению. То есть компании, которым дано указание о приобретении акций, не могут отказаться от совершения сделки, сетует “Газпром”. То же самое касается и случая, когда лица становятся аффилированными с другими акционерами помимо своей воли.
“Газпром” опасается спекуляций
При этом в компании также видят риск спекуляций в случае обязательного выкупа акций при исполнении государственных правовых актов. “Газпром” напоминает, что не содержащая гостайны нормативная база в России подлежит официальному опубликованию. Но в таком случае как акционеры, так и любые другие лица получают возможность ознакомиться с параметрами сделки еще до ее совершения. В том числе это касается необходимости компании, которой дано указание о приобретении акций, в дальнейшем направить обязательное предложение о выкупе.
Учитывая, что цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже средневзвешенной цены акций, если они обращаются на рынке, или не ниже наибольшей цены, по которой они покупались, эта информация может привести к спекуляциям и повышению цены акций, опасаются в газовой монополии.
В компании подчеркивают, что акты президента и правительства обычно издаются в отношении обществ, в уставных капиталах которых государство владеет как минимум блокпакетом. Поэтому в “Газпроме” считают возможным включить в перечень изъятий об обязательном выкупе акций случаи приобретения ценных бумаг или возникновения аффилированности в результате исполнения таких актов.
Обратная сила объясняется практикой
Согласно Гражданскому кодексу, законодательные акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, которые возникли после введения их в действие. Действие закона распространяется на ранее возникшие отношения только в случаях, когда в законе это прямо предусмотрено.
В этой связи в “Газпроме” напоминают, что в период с 1 июля 2006 года (дата начала действия нормы о направлении обязательного предложения) в соответствии с актами правительства такие компании, как “Роснефтегаз”, ОАК, ОСК, ОЗК, “Совкомфлот”, “Оборонпром”, “Уралвагонзавод”, “Атомэнергопром”, “Международный аэропорт Шереметьево”, приобретали 30% и более ряда АО. При этом оферты они не направляли. Средства для исполнения обязательств в рамках обязательного предложения многие из перечисленных компаний могут получить только из федерального бюджета, а это чревато увеличением его расходной части, предупреждает “Газпром”. Обратная сила предлагаемого законопроекта – это способ не допустить дополнительных финансовых затрат для ОАО, связанных с обязательным выкупом акций, пишет “Газпром”.
“Если предложения будут одобрены, это будет сильный удар по многолетним усилиям правительства и инвестиционного сообщества по развитию российского финансового рынка”, – предупреждает исполнительный директор Ассоциации по защите прав инвесторов Александр Шевчук. “Получается, госкомпании хотят сложить с себя ответственность, но никакого защитного механизма взамен обязательства выставить оферту у инвесторов не будет”, – прокомментировал он “Интерфаксу” идею “Газпрома”.
Инвесторам не важно, кто инициирует сделку, которая может нарушить их интересы – государство или кто-то еще, им нужна гарантия соблюдения прав и механизмы выхода из капитала в случае решений, наносящих ущерб их инвестициям, отметил Шевчук.
Если допустить, что предложенный механизм заработает, то это будет дополнительный инструмент ухода от любой оферты для государственных компаний, так как “Газпрому”, например, не составит особого труда получить акт правительства для необходимой ему сделки, мотивируя это сохранением средств компании. Таким образом, последствия актов правительства или президента будут ложиться не на принадлежащие государству компании, а на их беззащитных миноритарных акционеров, предупреждает АПИ.
Собственный опыт “Газпрома”
Сам “Газпром” также имеет опыт консолидации с отказом от последующего выкупа акций у миноритариев. Речь идет об истории с консолидацией долей миноритарных акционеров почти сотни газораспределительных организаций по всей России. Блокирующие пакеты акций ГРО были выкуплены “Газпромом” у госхолдинга “Роснефтегаз”, который также является крупным акционером “Газпрома”.
Сделка сопровождалась указом президента и распоряжениями правительства.
Концерн считает, что не обязан выставлять оферту миноритарным акционерам “облгазов”, так как аффилирован с “Роснефтегазом”. С “Газпромом” не согласились не только миноритарные акционеры (в частности, УК “Арсагера”), но и подразделения Банка России, обязавшие концерн выкупить пакеты миноритариев – “Газпром” спорит с ними в суде. :///