Борьба технологий GTL: Абрамович или Хэйворд?

Abramovich

Тони Хэйворд, экс-глава ВР Plc, и Роман Абрамович, миллиардер и владелец лондонского «Челси», собираются доказать, что «переработка природного газа в жидкое топливо может быть высокоэффективной на небольших заводах»,сообщает лондонский корреспондент Bloomberg Эдуард Гисматулин, анализируя новые перспективные тенденции топливного рынка.

«Сначала главным было увериться в экономической целесообразности технологии», – сказал Хэйворд, вложившийся в феврале в проект Сompact GTL Ltd. по переработке газа в жидкое топливо на бразильских нефтяных платформах. Вызовом стал 19-миллиардный проект Royal Dutch Shell Plc (RDSA) в Катаре, показавший эффективность технологии GTL (gas-to-liquid, «газ-жидкость») на крупных заводах. Ключевой этап этой технологии, реакция Фишера-Тропша, была открыта учеными в Германии почти столетие назад.

Важно, что топливо можно доставлять из отдаленных районов и трубы для этого не потребуется. Технология выгодна ввиду двух обстоятельств. Во-первых, американский бум со сланцевым газом сделал его более дешевым топливом по сравнению с нефтью. Во-вторых, во многих странах нефтяникам не разрешают сжигать газ, побочный продукт нефтедобычи. Последнее может дать доход в 375 млрд. долларов, подсчитал Освальд Клинт, аналитик лондонской Sanford C. Bernstein & Co.

Абрамович вложился в компанию Velocys Plc (VLS), которая разрабатывает технологию сжижения сланцевого газа в США.

Максимальная производительность таких заводов, с которыми работают Velocys и Compact GTL (обе компании зарегистрированы в Великобритании), составляет 15 тыс. баррелей в день (это в 10 раз меньше, чем максимум Shell’s Pearl в Катаре. Chevron Corp. достигла 33 тыс. баррелей в день на заводе Escravos в Нигерии (его предполагаемая стоимость 8.4 млрд. долларов).

Технология является дорогостоящей и при меньших масштабах: 100 тыс. долларов на каждый баррель мощности. Тем не менее, обе компании рассчитывают на прибыль.

«За последние два года мы сделали уже несколько инвестиций в зеленое топливо и видим хорошие перспективы для этой области, равно как и положительный эффект для окружающей среды», – заявил Джон Манн, представитель Абрамовича.

29 июля Compact GTL вместе с другими инвесторами выделила 50 млн. на строительство небольшого завода в Казахстане (ввод в строй в конце 2017 года), а Velocys и американские компании Waste Management Inc. и NRG EnergyInc. подписали аналогичный договор по заводу в Оклахоме (ввод в строй через 24 месяца).

«Velocys использует технологию американской Pacific Northwest National Laboratory, которую разработали в 1990-е годы для получения кислорода в космосе. Это применимо для преобразования газа, и США имеет права на использование технологии вне земных недр», – сообщил Рой Липски, президент компании.

Compact GTL и Velocys соревнуются сейчас за размещение своих установок на морских платформах Petroleo Brasileiro SA и Petrobras, осваивающих гигантские запасы за пределами Латинской Америки.

«Конкуренция приветствуется, запасы позволяют, поскольку это огромный мировой рынок», – сказал Джайн Бакстер, президент Compact GTL. Ее крупнейшим акционером является компания атомной энергетики CollerCapital, финансировавшая с 2000 года исследования, и HaywardandHannam. В установках CompactGTL нуждаются многие, сообщается о проектах в России и бывших советских республиках.

В проектах на шельфе примет участие голландская SBM Offshore NV. «Мы рады таким перспективам. Эти работы будут способствовать совершенствованию технологии», – считает Паула Фаркарсон-Бленжино, пресс-секретарь компании.   :///

Оригинал статьи: bloomberg.com

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.