Индира А.Р. Лакшманан, обозреватель Bloomberg по Ближнему Востоку, подробно проанализировала широко обсуждаемую тему доходов новообразованного Исламского государства Ирака и Леванты (ИГИЛ). Сегодня ежедневные поступления в казну ИГИЛ составляют порядка в 2 млн долларов.
По оценкам экспертов, доходы Исламского государства, распространившегося на часть территорий Ирака и Сирии (оно превосходит территорию Великобритании), могут достичь более 2 млн. долларов в день. Все эти поступления идут от продажи нефти, контрабанды, вымогательств и поборов с населения, а не за счет субсидий извне, что было и остается характерным для других радикальных группировок (например, Усамы бен-Ладена, который и сам происходил из богатой семьи).
«За последние годы от одних только грабежей банков и ювелирных магазинов, вымогательств, контрабанды и похищений с целью выкупа исламисты заработали не менее 10 млн. долларов, а то и больше», – сообщил агентству анонимно один из сотрудников американской разведки.
«По-видимому, это богатейшая террористическая группа, с которой мы когда-либо сталкивались. Они неуязвимы для санкций, банковских ограничений и законов, препятствующих отмыванию денег, так как не встроены в международную финансовую систему», – заметил Мэтью Левитт, влиятельный эксперт из вашингтонского Института ближневосточной политики.
«Семь месторождений нефти и два нефтеперерабатывающих завода на севере Ирака, шесть из десяти месторождений нефти в восточной Сирии – диапазон цен за баррель сырой нефти составляет от 25 до 60 долларов, – доложил местный эксперт Люэй аль-Хаттиб, выступая недавно в Доха-Центре в Катаре. – Им платят наличными или товарным обменом, когда нефть идет на север Ирака в Курдистан, а также в Сирию, Турцию и Иорданию».
Правда, как сообщил Робин Миллс, сотрудник агентства “Энерджи Манаар Консалтинг”, находящегося в Дубае: «Власти занялись контрабандной нефтью, идущей в Курдистан». От эффективности этих действий будет зависеть снижение доходов исламистов, поскольку больше сырья будет оставаться внутри страны.
«Сейчас полем битвы для исламистов стал нефтеперерабатывающий завод Байджи в северном Ираке, который производит около трети продукта от всего объема нефтедобычи в стране. Закрытый после нападения экстремистов в июне, сегодня он остается ареной тяжелых боев между ними и правительственными силами», – поведал компетентный сотрудник американский разведки.
Упор на чисто местные «статьи» дохода ставит серьезную проблему перед правительствами, стремящимися остановить его наступление. Ясно, что такого рода «подпитка» означает возможность террористических атак, нацеленных на США и Европу.
«В США многие аналитики скептически относятся к часто цитируемому показателю в 2 млн. долларов (доходов за контрабанду нефтью – ред.), поскольку они исходят из оценок ЦРУ по расходам Аль-Каиды перед 11 сентября – 30 млн. долларов в год, – сказал Брайан Фишмен, научный сотрудник вашингтонского исследовательского фонда New America Foundation. – Судя по этим оценкам, атака 11 сентября обошлась в 1 миллион. Но если Исламское государство продолжит зарабатывать 1–2 млн. долларов в день от продаж нефти по демпинговым ценам черного рынка, то это очень много».
«Да, не вполне ясно, где они хранят все эти деньги, но можно найти способы проследить за ними. Пользуетесь вы банковским счетом или нет, вам же нужно где-то их разместить», – считает Фишмен как эксперт по противодействию терроризму, слова которого цитирует Bloomberg.