Нефть уже падала в цене: Саудовская Аравия помнит прошлое

Neft Oil 1

В мировых СМИ сейчас часто сквозит возмущение непоследовательными, а порой и провокационными действиями Саудовской Аравии, ведущего игрока в картеле ОПЕК, в отношении вопроса ценообразования на нефтяном рынке.  Вроде бы уже пообещали саудиты снизить нефтедобычу: ан-нет – выясняется, что ее они увеличили. Прежде говорили, цены на нефть вырастут зимой, а теперь готовы и два года “просидеть” на 80 долларах за баррель. Однако в новой стратегии королевства, направленной на защиту своих среднесрочных контрактов, есть своя историческая подоплека, которую раскрывает Ранья Эль Гамаль и дополняет Джонатан Лефф, репортеры Reuters в Дубае и Нью-Йорке.

1980-е годы, когда нефтяное изобилие тоже привело к падению цен, сейчас помнят только ветераны нефтетрейдинга и изучают те эксперты, которые прослеживают макропроцессы, крупные циклы. Саудовскую Аравию до сих пор преследует призрак тех тяжелых лет, и страна не хочет повторять свои прежние ошибки, когда она согласилась урезать свое производство почти на две трети – с 20 млн баррелей в день в 1980 году до менее чем 2,5 млн суточного объема  добычи в 1985–1986 годах.

Нынешнее падение на 25%, ниже 90 долларов, выглядит очень скромным в сравнении с обвалом 1980-х, когда цена на сырую нефть снизилась с 35 до “обморочных” 10 долларов. Перед этим мировой спрос на нефть подкосили цены, взлетевшие после арабского эмбарго 1973 года и иранской революции 1979 года. Открытие месторождений в Северном море создало значительный рынок неарабской нефти, то есть и угрозу конкуренции для ОПЕК, и перевес предложения над спросом, который был чреват скорым падением цен.

Саудовская Аравия пошла на снижение производства, чтобы удержать цены, но ни остальные страны ОПЕК, ни новые игроки в лице Великобритании и Норвегии за нею не последовали – в итоге тренд на понижение затянулся на годы, а 16-летний бюджетный дефицит принес саудитам колоссальный долг.

«Большой ошибкой тогда было продолжать сдерживание производства в попытках поддержать цены, а они все равно падали – дешевле «запереть» их большей добычей, что они сейчас и делают», – объяснил аналитик Ясер Эльгуинди из агентства Medley Global Advisors.

В конце 1985 года Саудовская Аравия наконец-то сделала ответный ход – активизировала добычу, договорившись с ОПЕК о пересмотре доли рынка, и одновременно снизила цены до 10 долларов, которые окончательно «добили» мировой нефтяной рынок, однако это же открыло путь для его стабилизации и постепенного роста цен.

«Они решили, что с них достаточно – будучи ключевым производителем, они увеличили объемы и снизили цены самым драматическим образом», – вспоминает президент PIRA Energy Group Гэри Росс, эксперт нефтерынка с 1970-х годов.

В 1980-е годы ситуацию определили падение спроса в США и Европе плюс рост добычи в Северном море. По аналогии с прошлым сейчас вызывает опасения такая же «пара» – наблюдаемое снижение спроса в Азии плюс неожиданный рост сланцевой нефти в США. Высказываются мнения, что Саудовская Аравия не пытается сбить цену, а решила предоставить рынку свободу «дойти до твердого дна» и готова терпеть низкие цены, пока не начнут действовать другие члены ОПЕК.

«Пусть не думают, что они переложили на нас ответственность за управление всем рынком нефти», – озвучил ситуацию Садад аль-Хуссейни, бывший топ-менеджер Saudi Aramco, национальной нефтяной компании, которая является крупнейшим оператором в мире по объемам нефтедобычи и размеру нефтяных запасов.

Тяжелые экономические реформы 1990-х годов проложили путь к последующему расцвету. Исходя из прошлого опыта, саудиты не рассчитывают на единство в рядах картеля – в 1980-е годы многие производители продолжали качать нефть даже сверх установленных ранее квот. Тогда тоже были сильны политические факторы: во-первых, Ирак и Иран вступили в 8-летнюю войну; во-вторых, Ирак обвинил Кувейт в превышении квоты, и эта распря в итоге привела к первой войне в Персидском заливе в начале 1990-х годов.

«С экономической точки зрения лучше позволить ценам идти вниз. Возникающая ценовая война – это война по необходимости», – считает Филип К. Верледжер, президент консалтинговой компании PKVerleger LLC, а некогда советник президента США Джимми Картера.

Взвесив все «за» и «против», Саудовская Аравия вместо того, чтобы гнаться за падающими ценами и жертвовать своим рынком сбыта, предпочла сосредоточиться на защите среднесрочного дохода со своих законтрактованных резервов сырой нефти в 266 млрд баррелей.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.