Сколько газа нужно Украине для счастья?

Novak Prodan

Несмотря на подписание договора 30 октября текущего года о поставке 4 млрд. кубометров российского газа, предстоящая зима станет для Украины настоящим испытанием. Бесплатный газ в трубе неожиданно закончился, платить по счетам у Киева нет возможности, а Евросоюз торжественно пообещал помочь, не беря на себя никаких конкретных обязательств. Россия спонсировать «нэзалэжную» отказывается, а с реверсными поставками из ЕС последнее время как-то не заладилось. Европа брать на себя тяжелую ношу по материальной поддержке своего ассоциированного члена не спешит. Украина же на международной арене продолжает себя вести как агрессивная побирушка.

На сегодняшний день ситуация в украинском энергетическом балансе действительно тяжелая. С 20 октября в стране стартовал отопительный сезон, вследствие чего суточный объем отбора газа из подземных хранилищ (ПХГ) сейчас находится на уровне 23-25 млн. кубометров и со временем будет увеличен до 50 млн. Только за период с 19 по 27 октября украинские газовые запасы «похудели» на 190 млн. кубометров, или на 1,15%.

Потребность Украины в дополнительных объемах газа оценивается по-разному. Например, премьер Арсений Яценюк считает, что стране не хватает 5 млрд. кубометров. Министр энергетики Юрий Продан называет цифру в 4 млрд. кубов, а министр финансов Александр Шлапак в свою очередь говорит о потребности в 7 млрд. кубометров газа до конца отопительного сезона. Этот коридор подтверждает и договор от 30 октября, по которому Киев собирается купить 4 млрд. кубометров, но в кулуарах говорит о 7 млрд. кубов.

За переделами Украины оценки более масштабные. Так, вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Эттингер определяет необходимый Украине объем в 10-12 млрд. кубометров, а российский министр энергетики Александр Новак, ссылаясь на оценки экспертов и колебания температуры, приводит цифры в коридоре 5-12 млрд. кубов.

Между тем опыт последних двух лет показывает, что Украина потребляет в отопительный сезон 38 млрд. кубометров, из которых 28 закупает за рубежом. В этом году «Нафтогаз» собирается использовать на 24% меньше, всего 26,7 млрд. кубометров. За счет чего (кого) планируется такая серьезная экономия, в госкорпорации не уточняют. При этом нужно иметь в виду, что из 16 млрд. кубов, находящихся сегодня в украинских ПХГ, 5 млрд. – это технический газ, не подлежащий использованию. Анализируя потребность страны в голубом топливе, политолог Алексей Билюминов приходит к выводу, что на зиму не хватает значительно большего объема газа, чем озвучивает А. Яценюк. «Просто в его цифрах не учтены потребности промышленности и потребителей в частном секторе. Фактически речь идет только об объектах социальной инфраструктуры и потребителях, живущих в многоквартирных домах», – отмечает он.

Чей газ в ПХГ?

Как балласт с тонущего корабля, Украина сбрасывает и Донбасс. Её министр финансов Александр Шлапак уже предложил России поставлять газ в ДНР и ЛНР напрямую, минуя Киев, чем де-факто признал республики самостоятельными субъектами, находящимися вне его юрисдикции. В Донбассе с такой постановкой вопроса, похоже, согласны, тем более что на территории республик расположены газовые хранилища, в которых находится около 1 млрд. кубометров газа.

Кроме владельцев частных домов, отечественной индустрии и восточных территорий, Киев, похоже, списал со счетов и частных собственников газа. А. Яценюк заявил, что правительство в условиях дефицита голубого топлива будет временно блокировать доступ химических предприятий к накопленным ими запасам в ПХГ и к закупкам украинского газа. В подтверждение своих слов глава правительства даже подписал соответствующее постановление Кабмина. Таким нехитрым способом Киев блокировал 4 млрд. кубометров, принадлежащие компании Ostchem Holding AG. Ее собственник Дмитрий Фирташ уже заявил, что оспорит данное решение украинского правительства в Стокгольмском арбитраже.

Надеяться на благосклонность европейской Фемиды у газового олигарха есть все основания. 10 октября Стокгольмский суд обязал Украину вернуть 11 млрд. кубометров другой компании Дмитрия Фирташа – RosUkrEnergo. Киев выполнять решение международного арбитража не спешит и готовит апелляцию. Вынуть из госбаланса 11 млрд. кубометров газа и заморозить еще 4 млрд. означает настоящий энергетический коллапс «незалежной». Чем закончатся судебные тяжбы – неизвестно. Но сам факт того, что почти весь газ в ПХГ на сегодняшний день юридически принадлежит одному человеку по имени Дмитрий Фирташ, заставляет взглянуть на ситуацию несколько по-иному.

Секрет Полишинеля

Так или иначе, Украина пока хочет купить у «Газпрома» только 4 млрд. кубов. Базовые параметры сделки были определены еще в конце сентября в Берлине, а окончательно закреплены 30 октября в Брюсселе. Москва идет на беспрецедентные уступки: Киеву предлагается скидка в $100 на 1 тыс. кубометров от контрактной цены ($485), долг «Нафтогаза» пересчитывается с $5,6 млрд. до $4,5 млрд., из них погасить до конца года требуют лишь $3,1 млрд. Из них $1,4 млрд. Киев должен выплатить в ближайшие дни и еще $1,65 млрд. до конца года.

Параметры, когда до января Украина выплачивает $3,1 млрд. долга, а 4 млрд. кубометров покупает по цене $385 на условиях предоплаты, представители Еврокомиссии сочли разумными, а Киеву просто ничего не оставалось, как принять обозначенные условия игры.

Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, описывая назревшую проблему, прибег к простой аналогии: «Если вы берете в мясной лавке мясо и полгода за него не платите, конечно, могут возникнуть вопросы». Секрет Полишинеля состоит в том, что у Украины денег нет и платить по счетам ей попросту нечем. Накануне встречи в Брюсселе 29 октября Г. Эттингер скептически оценивал возможности достигнуть по ее итогам конкретных результатов. «У Украины большая проблема с оплатой, она практически неплатежеспособна», – заявил он. Политик отметил, что Киев предпочитает тратить западные кредиты на выплату зарплат, ремонт дорог и закупку оружия, и подчеркнул необходимость переубедить украинские власти выделить часть средств из бюджета на оплату своих газовых нужд.

«Нэзалэжная» пошла по миру. Киев обратился и к Международному валютному фонду, и ко Всемирному банку, и к Европейской комиссии с просьбой помочь расплатиться за российский газ. Об этом на заседании украинского правительства рассказал министр финансов А. Шлапак. Похоже, 30 октября такие источники были найдены, отдуваться придется МВФ и ЕС, правда, все договоренности между Украиной и Западом о финансовой помощи существуют пока только на словах.

Москва предложила Евросоюзу следующие три варианта оказания помощи Украине: перенести выделение кредита МВФ с января 2015-го  на декабрь 2014-го, предоставить бридж-кредит со стороны ЕС на месяц или предоставить гарантии первоклассного европейского банка. Все три варианта были отвергнуты. Комментируя подписанный 30 октября договор, Г. Эттингер отметил: «Здесь нет гарантий Евросоюза». Таким образом, подписанный контракт все же несет для России определенные риски. После выплаты $1,45 млрд. и внесения предоплаты Киев может выкачать все 4 млрд. кубометров газа и просто отказаться 31 декабря погашать оставшиеся $1,65 млрд. долга. Тем более что найти причину для неплатежей у украинских политиков всегда удавалось.

Украинская власть настроена весьма оптимистично. А. Яценюк рисует заманчивую перспективу  диверсификации поставок природного газа, в результате которой Украина окончательно перестанет зависеть от России. А в Блоке Петра Порошенко даже предложили зафиксировать в тексте коалиционного соглашения, что с 2018 года ни одно иностранное государство не сможет поставлять свыше 30% годового потребления газа в стране.

И все же 2018 год далеко, а зима – очень близко. Контракт от 30 октября, по сути, не дал никаких гарантий России на полноценную оплату задолженности, а Европе на стабильный транзит. С 1 ноября Европу на мировой арене представляет новый состав Еврокомиссии. Вместо немца Гюнтера Эттингера энергетические вопросы в ней курирует теперь словак Марош Шевчович, намного менее лояльный к переговорной позиции Киева по газу и более заинтересованный в стабильности транзита энергоресурсов через Украину (Словакия на 100% зависит от поставок газа через украинскую ГТС). Как поведут себя новые еврочиновники, сейчас сказать сложно.

Москва, со своей стороны, подвела черту под более чем 20-летним периодом отношений с Киевом. Его суть хорошо охарактеризовал секретарь российского Совбеза Николай Патрушев: «Мы непрерывно оказывали материальную и финансовую помощь, без которой Украина была не в состоянии справляться с экономическими трудностями, принявшими хронический характер. Для поддержки соседей были мобилизованы материальные и финансовые ресурсы на десятки миллиардов долларов. К сожалению, для многих на Украине эта помощь со временем стала настолько привычной, что ее значение для выживания страны попросту забывалось».   :///

Источник

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.