Страх перед очередным газовым кризисом – инструмент рыночной стратегии

Gaz Ventil 3

Разрешение газового кризиса в Европе, реального или надуманного в пропагандистских и политических целях, не должно отвлекать от трезвого анализа мирового рынка газа. О его актуальных тенденциях и перспективах рассуждает Лесли Полти-Гузман, ведущий аналитик мировой энергетики в крупнейшем консалтинговом агентстве политических рисков Eurasia Group.

После заключения трехстороннего соглашения по газу, ясно показавшего энергетическое доминирование России в Европе, кое-кто вопрошал, а не могли бы США использовать свои резервы газа в качестве «геополитического оружия для сдерживания российской агрессии», как это озвучил однажды в американском Конгрессе спикер Палаты представителей Джон Бонер.

Подобные предложения, однако, нереалистичны, считает Лесли Полти-Гузман. Москве приходится использовать в качестве средства воздействия вентиль газовой трубы и формулы ценообразования, когда чьи-то политические и экономические решения, будь то Евросоюза и Украины, расходятся со стратегическими интересами России. От принятия ответных мер США воздерживаются по своим важным причинам – и идеологическим, и практическим.

Предложения вытеснить «Газпром» из Европы подразумевают, что для подрыва позиций России в европейском газовом секторе следует разрешить экспортировать туда газ всем, кто заодно с США. Однако Вашингтон всегда выступал за свободу торговли, а это означает, хотя Москва явно считает по-другому, что рынки сами должны определять, куда течь газовым потокам. Поэтому Белый Дом и не обзавелся государственной газовой компанией, как Москва – «Газпромом», который она легко использует как средство международной политики.

Сделки по экспорту американского СПГ – это сделки между конкретными компаниями, и правительство не может влиять на маршруты поставок. Министерство энергетики США не отзывает экспортные лицензии, если торговые соглашения не служат геополитическим целям Вашингтона. Именно такая позиция и является его главным оружием в стратегической игре против Москвы, так как США нацелены на создание более эффективных и свободных рынков энергоресурсов, чтобы установился новый порядок в отношении газа и он перестал быть инструментом политического принуждения.

США покончат с доминирующей позицией России в Европе, поскольку намерены стать главным гарантом на случай газового кризиса, поясняет эксперт Eurasia Group. Это особенно важно для Европы – та будет и впредь получать основной газ из России, но ее надежно прикроет «щит СПГ»: сжиженный газ, который будут поставлять не только американские, но и прочие экспортеры, обеспечит энергобезопасность и усилит ценовую конкуренцию.

Рывок с экспортом американского СПГ, ожидаемый уже в 2016 году, сделает мировой газовый рынок более гибким и эффективным, так как этот газ не привязан к какому-либо специфическому рынку – контейнеры легко можно перемещать и продавать на другие местные рынки. Российско-украинский кризис напомнил всем, что для непрерывного потока газовых поставок нужны запасные варианты, и тогда Европе уже не будет угрожать «газовый голод» из-за России, Северной Африки или Ближнего Востока.

Пять уже утвержденных проектов экспортных мощностей превратят США из пассивного наблюдателя в третьего – после Австралии и Катара – крупнейшего экспортера СПГ. Европа пока что не настроена платить за СПГ столько, сколько платят страны Азии и Латинской Америки, но при насыщенном рынке излишки могут продаваться в Европу и по более низким ценам. Нынешняя зима может запомниться как последняя, когда Россия сумела заставить всех побеспокоиться и реально испугаться газовой войны, заключает эксперт Eurasia Group.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.