По мнению вице-президент США Джозеф Байдена, Россия, несомненно, остается основным энергетическим поставщиком для европейских стран, которые, однако, должны в срочном порядке озаботиться диверсификацией поставок энергоресурсов, чтобы кардинально снизить зависимость от Российской Федерации. Об этом Байден заявил на состоявшемся в Стамбуле заседании Атлантического совета на тему “Энергетика и экономика”.
“Мы уже давно поняли, что этот источник энергоресурсов (газ – ред.) представляет проблему. Но мое послание заключается не в том, что Европа может или должна раз и навсегда отказаться от российского импорта”, – заявил Байден, с видимым сожалением констатировав факт, что Россия для Европы еще долго будет оставаться ключевым газовым поставщиком.
“Однако речь идет об энергетической безопасности, – строго заметил Байден. – Для ее достижения Европе нужно обеспечить диверсификацию (поставок энергоресурсов – ред.). Россия может и пусть будет игроком, но она должна играть по правилам”.
“Действовать необходимо начинать незамедлительно. То, что происходит на Украине – это лишь подчеркивает необходимость этого”, – резюмировал вице-президент США, очевидно в очередной раз намекая, что американский сжиженный газ ничуть не хуже российского, хотя и подороже выйдет, конечно, по это пустяки по сравнению с таким важным вопросом, как энергобезопасность.
Также Байден расхвалил шаги некоторых стран Евросоюза, например, таких, как Литва и Словакия, которые больше уделяют внимания по диверсификации поставок энергоресурсов.
Хотя в ближайшие годы Литва вряд ли сможет отказаться от российского газа, но очевидно, что с запуском терминала в Клайпеде по приему сжиженного природного газа (СПГ) она попытается добиться от «Газпрома» более комфортного нового контракта, в том числе будет настаивать также на переход к спотовым ценам.
Официальное открытие терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпедском порту намечено на 3 декабря. 27 октября в Клайпеду прибыло судно-хранилище Independent, принадлежащее норвежской компании Hoegh LNG и построенное на южнокорейском заводе Hyundai Heavy Industries специально для Литвы. Его длина — 294 метра, высота — 47 метров, скорость — 18 узлов. Суммарная вместимость 4-х хранилищ для СПГ составляет 170 тыс кубометров. Стоимость проекта — 301 млн литов (87,24 млн евро). И порядка 1,48 млрд литов (429 млн евро) Литва выплатит за 10 лет аренды судна.
Однако Литве в 2015 году сжиженный природный газ из Норвегии обойдется дороже, чем российский — как минимум на 10%, сообщило агентство Reuters со ссылкой на литовскую газовую компанию Litgas, которая просит местного регулятора утвердить фиксированную цену на норвежский СПГ в 1.100 литов (397 долларов) за тысячу кубометров, тогда как газпромовский газ обходится на 100 лит дешевле. :///