Увеличит ли Иран добычу нефти вдвое?

irangaz

Министр нефтяной промышленности Ирана Биджан Намдар Зангене заявил, что если санкции будут отменены, страна быстро увеличит экспорт нефти вдвое и “ни на баррель” не уступит свою долю на рынке. В интервью Зангене не дал прогноза относительно исхода переговоров Ирана со странами “шестерки” – Германия плюс пять постоянных членов Совета Безопасности ООН: Великобритания, Китай, Франция, Россия и США. Переговоры закончатся 24 ноября.

Кроме того, Зангене также не сказал, сколько нефти экспортирует страна сейчас. Он только отметил, что это значительно меньше чем 2 млн баррелей в день. Тем временем внутреннее потребление нефти в Иране составляет от 1,7 млн до 1,8 млн баррелей в день.

Министр, тем не менее, с оптимизмом относится к возможности страны быстро нарастить добычу “в течение пары месяцев, если переговоры по ядерной программе закончатся удачно”.

В 2010 году Совет безопасности наложил санкции на нефтяной и финансовый секторы Ирана по причине обеспокоенности ядерной программой страны, которая может представлять опасность, так как в рамках этой программы страна может разработать ядерное оружие. Иран заявляет, что его программа направлена на мирные цели. Некоторые санкции были отменены в 2013 г., однако переговоры о более всеобъемлющей сделке проходят в Вене. Крайний срок переговоров – 24 ноября.

Через три дня страны ОПЕК проведут саммит, также в Вене, чтобы решить вопрос об объемах добычи в следующем году. Саммит будет проходить на фоне рекордного снижения цен на нефть до минимального уровня за последние 4 года. Резкий рост экспорта Ирана может значительно ухудшить ситуацию на рынке.

Однако Саудовская Аравия, крупнейший и самый влиятельный член ОПЕК, проигнорировала просьбы некоторых членов картеля, особенно Венесуэлы, которая настаивает на снижении добычи стран-членов ОПЕК, чтобы поднять цены. Венесуэла даже искала поддержки стран, которые не являются членами ОПЕК, включая Россию, в разработке плана по повышению цен.

Эти санкции сильно ударили по добыче нефти в Иране. В 2008 году в стране добыча составляла более 4 млн баррелей нефти в день. Однако к октябрю 2014 г. в стране добыча составляла около 2,77 млн баррелей в день согласно аналитикам из Bloomberg News. Вопрос в том, сможет ли Иран увеличить добычу вдвое достаточно быстро, как говорит Зангене.

Некоторые аналитики считают, что Зангене преувеличивает возможности Ирана нарастить добычу, особенно если санкции в отношении энергетического сектора не будут отменены, если санкции вообще не будут отменены.

“Зангене слишком оптимистичен в своих оценках”, – считает Амир Ханджани, аналитик нефтяного рынка. Он считает, что увеличение добычи вдвое может занять по меньшей мере пять лет.

В прошлом году потребление энергии от первичных источников в Иране составляло 1,6 млрд баррелей нефтяного эквивалента, что на 141 млн баррелей нефтяного эквивалента больше, чем 2 года назад. На сегодняшний день статистика демонстрирует увеличение использования всех энергоносителей, включая природный газ и бензин.

Несмотря на то что запасы Ирана составляют 33,6 трлн куб. м газа и 158 млрд баррелей извлекаемой нефти, население в 78 млн потребляет 1,6 млрд баррелей нефтяного эквивалента, что считается довольно высоким уровнем потребления.

Иран намерен добывать на 100 млн куб. м больше, чем в прошлом году, чтобы покрыть внутреннее потребление, но согласно статистике иранской госкомпании National Iranian Oil Refining & Distribution Company уровень потребления газа увеличился в 50 раз с 1980 г.

Если сравнивать внутреннее потребление энергии в Иране и в мире, то можно заметить, что потребление энергии от первичных источников в мире выросло на 27% за последнее десятилетие, а в Иране – на 80%.

00_1
Самая большая проблема с высоким уровнем потребления энергии в Иране – это большие потери энергии в стране, на которые приходится 25% всего потребления энергии. Другими словами, около 0,4 млрд баррелей нефтяного эквивалента составляют ежегодные потери энергии.

“Уровень потребления энергии в Иране в 2013 году составлял 1,600 млн баррелей нефтяного эквивалента, из них 400 млн баррелей нефтяного эквивалента составляли потери энергии”, – заявил Хоссейн Саджади, глава иранской Energy Efficiency Organization.

Потери в потреблении энергии Ирана не только срывают планы по экспорту, но и представляют большие расходы для правительства страны, так как правительство субсидирует нефтегазовую отрасль.

Иранский министр нефтяной промышленности 24 июня заявил, что в стране потребляется жидкого топлива на сумму более $90 млрд, в то время как правительство платит $80 млрд в качестве субсидий.

И это только на жидкие виды топлива, включающие бензин, дизель и т. д. Тем не менее доля природного газа в общем потреблении энергии страны составляет 70%. Стоимость природного газа на внутреннем рынке составляет около 3,2 цента за 1 куб. м, в то время как стоимость 1 куб. м газа на экспорт составляет в среднем 45 центов.

С другой стороны, в прошлом году внутреннее потребление электричества в Иране составляло около 200 тераватт-часов. Стоимость одного киловатт-часа электричества составляет около 1,5 цента в Иране, в то время как в США, например, 12 центов.

Потери энергии по время передачи и распределения электроэнергии достигают около 40 млрд киловатт-часов, или более 14% от электрогенерации.

Ниже приводится таблица, в которой указаны цена и объем энергоносителей на внутреннем рынке Ирана:

ЭнергоносительЦенаПотребление в день (2013 г.)
Кубический метр газа в жилищном секторе3,2 цента390 тыс. куб. м
Литр бензина32 цента67 млн литров
Литр СПГ7 центов5,500 тонн
Литр дизельного топлива15 центов100 – 105 млн литров
Литр керосина5 центов8 млн литров
Кубический метр КПГ18 центов18 тыс. куб. м

Еще один фактор косвенных расходов, связанных с потерями энергии в Иране, – это высокий уровень загрязнения. Загрязнение воздуха стоит Ирану около $16 млрд в год согласно ВОЗ. Иран является одной из стран с самым высоким уровнем загрязнения воздуха.

В 2010 году Иран занимал 12-е место среди самых загрязненных стран, а иранские города были в десятке самых загрязненных в мире согласно данным ВОЗ.

Именно из-за этих технических проблем многие аналитики не разделяют оптимизма Зангене по вопросу о том, сможет ли Иран нарастить добычу в кратчайшие сроки.

Ричард Мэллинсон, аналитик из Energy Aspects в Лондоне, высказывает такое мнение: “Я не думаю, что в 2015 году на рынке появится значительно количество иранской нефти. Иран сталкивается с огромным количеством технических сложностей, связанных с увеличением добычи, и стране нужны иностранные инвестиции и квалифицированные кадры”.

Сейчас все зависит от того, чем закончатся переговоры в Вене.

Многие политики, в том числе и госсекретарь США Джон Керри, с оптимизмом смотрят на перспективу заключения сделки по иранской ядерной программе, в результате которой с Ирана снимут санкции. :///

Источник

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.