Пока была надежда, что ОПЕК все-таки сделает ставку на повышение стоимости нефти, эксперты нефтяного рынка держались в коридоре прогнозируемого «приемлемого» колебания цен в 75 – 80 долларов за баррель. Однако сама узость этого коридора говорила о неустойчивости рынка. Прогноз главы “Роснефти” Игоря Сечина о возможном падении цены до 60 долларов и даже ниже поначалу был воспринят как полемический ход, или даже провокационный, однако настрой главы российской нефтяной госкомпании, рассуждающего о долгосрочной перспективе нефтяных котировок, заставляет отвлечься от венской суеты вокруг ОПЕК. И многие эксперты рынка, анализируя слова Сечина, занялись своим любимым делом – стали пристальнее вглядываться в дела самой «Роснефти», подозревая в словах ее главы «информационную полуправду» – испытанное оружие кремлевских властей советских времен.
Факты общеизвестны: в 2013 году “Роснефть” потратила 55 млрд заемных долларов на покупку компании TNK-BP, конкурента «Роснефти», сейчас же сам этот нефтяной российский гигант, дающий 5% мировой нефти, оценивается на рынке всего лишь в 51 млрд долларов. Из-за санкций и обрушившихся цен на нефть «Роснефть» потеряла 32% от своей прежней рыночной стоимости, тогда как объединение с TNK, по расчетам, обещало уровень в 120 млрд долларов. Реально стоимость составила 96 млрд, но и это выдвинуло компанию в число лидеров рынка.
«Если вам понадобится продать какой-то нефтяной ликвидный актив, то вы будете продавать тот, который справедливо оценен рынком, а это “Роснефть” в России, хотя займы компании повышают ее зависимость от нефтяных цен», – ранее отмечало агентство Bloomberg, ссылаясь на мнение эксперта лондонской консалтинговой фирмы Blackfriars Asset Management Ренаты Клайтэ.
Долги надо платить, а именно: 30 млрд долларов уже до конца этого года. Общая сумма долгов «Роснефти» – 60 млрд банкам и держателям бондов. Нынешняя цена акций обусловлена геополитическими факторами и санкциями, считают в компании. Среди крупных нефтедобывающих компаний по убыточному соотношению долга и прибыли сейчас она уступает только бразильской Petroleo Brasileiro. «Роснефти» предстоит вернуть 804 млрд рублей по авансовым платежам за будущие поставки и рефинансировать долг. О капиталовложениях речи пока не идет.
«Агрессивная экспансия и накопление долгов сделали их (“Роснефть” – ред.) более уязвимыми к падению цены на нефть и влиянию санкций», – цитирует Bloomberg мнение сотрудника международной финансовой группы Allianz Investments Олега Попова.
Действительно, цель “Роснефти” была стать не только крупнейшим российским нефтедобытчиком и экспортером, но и влиятельным игроком на мировом рынке. «Роснефть» имеет лицензионные участки недр от Норвегии до Мексиканского залива, энергетические проекты в Венесуэле и половину нефтеперерабатывающих мощностей в Германии.
В сентябре в интервью для Bloomberg Игорь Сечин заявил, что через 5–7 лет нефть вернется к высокой цене, вплоть до 150 долларов. Сейчас от снижения нефтяных котировок больше всех стран-производителей этого вида сырья страдают Россия, Венесуэла, Иран… Но еще одной в значительной степени проигравшей стороной может стать и сама ОПЕК, отпустившая цены «в свободное плавание». Это означает, что влияние картеля уменьшается, и роль ключевых игроков рынка могут взять на себя – по крайней мере, попытаться это сделать в среднесрочной перспективе – другие поставщики энергоресурсов.
Дешевая нефть на самом деле никому не нужна. Реальность такова, что низкие цены увеличивают срок возврата вложенных денег инвесторам, а это тормозит развитие каждого сектора экономики. Безусловно, производство нефти не остановится из-за низких цен – хотя бы потому, что себестоимость добычи на Ближнем Востоке достаточно мала. Но низкие цены на “черное золото” негативно повлияют на макроэкономические показатели многих стран, снижается уровень доступа к крупным международным кредитам, а также появляются проблемы с привлечением новых инвестиций.
Ноябрьский ежегодный доклад ОПЕК говорит о том, что рост реального ВВП в мире в 2015 году составит 3,4%, безотносительно к ценам на нефть. Цена за баррель нефтяной корзины в номинальном ценовом выражении к 2025 году достигнет 124 долларов, а к 2040 году — 177 долларов. США тоже «повышательно» смотрят на долгосрочную ситуацию — недавний базовый прогноз EIA указывает на то, что к 2025 году цена на Brent составит 109 долларов за баррель, а к 2040 году — 141 доллар за баррель. :///