В Европе опасаются увеличения российского экспорта нефтепродуктов

NPZ Zavod 2

Российский экспорт дизельного топлива и бензина в Европу в следующем году может существенно возрасти в результате налоговых изменений и резкого спада внутреннего спроса в связи с рецессией, вызванной отчасти западными санкциями. Если экспорт из России действительно возрастет, то для европейских НПЗ это будет еще одним серьезным ударом, передает беспокойство западных экспертов информационное агентство Reuters.

К 2020 году ожидается увеличение российского экспорта светлых нефтепродуктов, в частности, поставок дизельного топлива на 17 млн тонн в год и бензина – примерно на 8 млн тонн. Разумеется, эти показатели могут быть уменьшены в результате падения цен на нефть и снижения маржи на переработку.

Официального прогноза на 2015 год по внутрироссийскому спросу на нефтепродукты нет, но при относительно умеренной рецессии, которую прогнозирует министерство экономики, его показатели ограничатся 2,1%, подсчитали эксперты Wood Mackenzie. Внутренний спрос на топливо в России упал за последний год – отчасти из-за уменьшившихся на 12,7% продаж автомобилей (за период с января по октябрь), хотя в октябре этот спад приостановился благодаря мерам, принятым правительством в этом секторе.

Но НПЗ будут работать независимо от этого.

«Мы ожидаем, что российская нефтедобыча останется в 2015 году высокой, может быть, чуть меньше, чем в 2014 году, что было максимумом постсоветского периода, отправленных в 2014 году, и экспорт нефтепродуктов будет большим. Завершенные инвестиционные проекты и возможное замедление спроса из-за санкций и ухудшения экономической ситуации подталкивают к усилению экспорта нефтепродуктов, прежде всего, бензина и дизеля/газойля, – мы ожидаем именно этого», – высказал свое мнение сотрудник Wood Mackenzie Хайтем Толба.

«Рост спроса уже был довольно слабым. Если национальная экономика разваливается, то дальнейшее падение спроса на нефтепродукты означает ее радикальное ухудшение», – считает другой аналитик из Wood Mackenzie Ричард Уорнер.

Западные эксперты опасаются, что увеличенный экспорт заполонит Европу низкокачественным низкокачественным дизелем и добавит бензина на рынках, и без того перенасыщенных, что ударит по объемам европейских НПЗ.

В России экономические неурядицы совпали с давно запланированными налоговыми изменениями, одобренными в ноябре президентом. С 1 января 2015 года снизятся экспортные тарифы на сырую нефть и высококачественные нефтепродукты.

Налоговый маневр был намечен в 2011 году, в числе инициатив по модернизации российских НПЗ, основная часть которых построена в 1940–1970-е годы. В результате продукция НПЗ с 2000 года выросла почти на 45%, достигнув в 2013 году уровня 275 млн тонн в год, почти как в середине 1980-х годов. Санкции не могут помешать дальнейшему росту. Если в 2014 году было введено 8 новых объектов, то в 2015 их будет 19, по данным российского министерства энергетики. Западные эксперты считают, что если в 2013 году доля дизеля в российской нефтяной корзине составляла 26%, то к 2020 году это будет уже 33%. Доля бензина возрастет с 14 до 18%.

«Налоговый маневр стимулирует НПЗ завершить гидрокрекинг и другие проекты по модернизации, по которым на них нажимает правительство. Судя по этим и другим процессам, Россия будет экспортировать намного больше ультранизкого зеленовато-желтого дизеля и намного меньше чистого горючего и вакуумного газойля», – уточнил аналитик американской консалтинговой компании ESAI Energy Эндрю Рид.

Когда цены на сырую нефть растут, снижение ввоза горючего и вакуумного газойля наносит двойной удар некоторым европейским НПЗ, которые используют эти продукты в качестве исходного сырья. Но еще большим ударом для этого сектора в Европе является увеличение ввозимых объемов дизеля и бензина, вторгающихся в сегмент ожидаемого собственного производства.

Если раньше экспорт сдерживался проблемами с инфрастуктурой, то сейчас «Транснефть», например, по проекту «Север» наращивает мощность балтийского порта Приморск по экспорту дизельного топлива (хотя этот нефтепровод планировался для сырой нефти) – предположительно до 18 млн тонн к началу 2017 года, тогда как в 2014 году этот показатель составит, очевидно, 11 млн тонн.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Больше на ТЭКНОБЛОГ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше