Эксперт Bloomberg: ОПЕК бессилен перед США и Канадой

neftya

Картель ОПЕК фактически отказался от роли лидера, выступив за свободный рынок. Что же, «дикий» рынок бессовестный, живет по своим правилам, и тем, кто делает на нем неверные шаги, не приходится жаловаться. Свои прогнозы по североамериканской нефти, на рынок которой все еще претендует ОПЕК, дает аналитик агентства Bloomberg Мэтью Филипс.

Летом 1931 года, с падением цен на нефть, крах ожидал крупнейшие нефтяные компании мира. Добывающие компании восточного Техаса продавали баррель за 5 центов, дешевле чашки перца чили. 17 августа губернатор Росс Стерлинг послал 1100 солдат Нацгвардии, чтобы те закрыли скважины и навели порядок на рынке. Спустя месяц техасская Railroad Commission ввела жесткие квоты. Командовал нацгвардейцами бригадный генерал Джейкоб Уолтерс, связанный с компанией Chevron, а губернатором, отдавшим ему приказ, был последний президент компании Humble Oil and Refining, предшественницы ExxonMobil. Шла жесткая игра против «диких» нефтедобытчиков, где основную роль играла Большая Нефть.

История повторяется. Наследники тех «диких» нефтедобытчиков ныне ведут добычу из сланцевых пород, заливая рынок миллионами баррелей сырой нефти, тянущих цены вниз. Отличие в том, что ОПЕК не может послать против них нацгвардейцев – остается лишь наблюдать, как картель разрушается руками американцев, которым он верой и правдой поставлял нефть почти 40 лет.

«Сланцевая нефть оказалась для ОПЕК тем же, чем для вычислительной машины IBM стал Apple II», – заметил экономист энергетических рынков Филип Верледжер.

Никто не исключает, что в будущем страны-экспортеры Персидского залива, образующие ядро ОПЕК, возьмут свое – картель давно и прочно контактирует с Международным энергетическим агентством, представляющим интересы стран-потребителей нефти. Но это вариант из долгосрочных прогнозов. Рынок живет настоящим. И это настоящее определяется динамикой нефтедобычи в Северной Америке.

Пятое место среди крупнейших поставщиков нефти занимает Канада, где почти все запасы заключены в нефтеносных песках. Это самый дорогостоящий вид нефтедобычи, требующий на 17% больше энергии и воды (и дающий больше выбросов, вредных для окружающей среды). Он, однако, рентабелен при низких ценах, так как инвестиции нужны только в начале реализации проекта, а сроки реальной добычи составляют 10 и более лет. Напротив, добыча из сланцевых пород требует постоянных дополнительных капиталовложений, а сроки эксплуатации скважин гораздо короче, около полутора лет.

«Сланцевые скважины имеют краткий срок эксплуатации, и их владельцы не заглядывают далеко вперед. Каждый из них – ничто, а все вместе, добывая наперегонки, они сломят шею ОПЕК», – высказался экономист и эксперт по нефти из техасского Амарилло Карр Ингэм.

В Канаде в 2015 году будут начаты 14 новых проектов по нефтеносным пескам, с общим объемом 266 тыс баррелей в день, согласно данным, опубликованным газетой Oilsands Review. Это на 36% больше, чем в 2014 году, причем большинство инвестиций уже сделаны.

«Мы в лучшем положении, чем те, кто работает с гидроразрывом. Общие настроения в Калгари, что рост добычи пробьется сквозь эту ценовую яму, уже начатым проектам не страшны даже 10–20 долларов, американцы же начнут выбывать быстрее», считает эксперт по нефти компании Genscape Карл Ивенс.

В сланцевых проектах уже замедлилось инвестирование в более дорогостоящие технологии. По оценкам норвежской консалтинговой фирмы Rystad Energy, если средняя цена за баррель будет в следующем году около 60 долларов, то это приведет к приостановке или прекращению 1/3 всех запланированных в мире проектов по нефти и газу. В их числе и более затратные проекты в канадской области Alberta, и освоение месторождений в Арктике зонах Бразилии, Западной Африки, Северного моря. :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.