В США получают сланцевый газ, а в Европе – доклады о нем

Slanzi neft oil USA

Несмотря на явную неприязнь официальных структур Евросоюза и правительств отдельных стран к обсуждению вопроса о добыче нетрадиционного (методом гидроразрыва пласта) газа на территории европейского континента, эта тема далеко не закрыта – активным поборником сланцевого газа выступает Международная ассоциация нефтегазодобывающих компаний (IOGP), уже разработавшая 17 директив для рамочного законодательного документа по операциям с традиционным и сланцевым газом в Европе.

О будущих перспективах Европы – при условии развития своей газодобывающей отрасли – и о программе IOGP, направленной на достижение этой цели, на конференции по энергетике в Бухаресте делала доклад менеджер данной ассоциации по связям с Еврокомиссией Кристин Равнхольт Хартман. Она отметила, что нынешний кризис с поставкой газа полезен хотя бы тем, что европейцам пришлось действительно задуматься о более эффективном использовании ресурсов, имеющихся в самой Европе.

К 2030 году, согласно данным Еврокомиссии по энергетике, спрос на энергоресурсы, причем не только на углеводороды, увеличится на 27%. Потенциал разведанных углеводородов в Европе ограничен. прежде всего, речь идет о средиземноморском шельфе вокруг Кипра, возле Италии и Греции. Разведочное бурение вокруг Канарских островов не будет разрешено. В Северном море объемы добычи падают, и исключение составляет лишь шельф Норвегии, однако «высокая себестоимость работ и очень сложный налоговый режим крайне затрудняют дальнейшую добычу в данном районе. Что касается остальной Европы, то самая большая проблема – не на что опираться, нет данных, сколько газа там внутри», признала Хартман.

Опираясь на данные Международного энергетического агентства и прочих экспертов, IOGP дает примерную оценку потенциала запасов сланцевого газа в Европе на 2000 TCF (трлн кубических футов), что составляет 56633,2 млрд кубометров газа, но с учетом реальных технических возможностей добычи планка снижается до 500 TCF (14158,3 млрд кубометров).

«Если к этому добавить европейский законодательный режим, то это будет, вероятно, около 125 TCF от всего потенциала Европы. Если учесть, что сейчас она потребляет 15 TCF в год, из которых 11 TCF приходится на импорт, то сланцевый газ сможет обеспечить до 6 TCF в год, и то лишь к 2035 году, когда, по нашему сценарию, мы выйдем на пик операций по бурению скважин. Их должно быть около 50 тысяч в ближайшие 30 лет», – подчеркнула Хартман.

Вопрос заключается в политической воле лидеров европейского континента, и если еще два года назад с их стороны было полное отрицание какого-либо разведочного бурения на предмет сланцевого газа, то постепенно дебаты стали переходить в плоскость «управления рисками», устранения или минимизации возможных негативных последствий.

В 2015 году разведочное бурение должно начаться в Дании. В Румынии, по оценкам, запасы сланцевого газа достигают 51 TCF (1444,2 млрд кубометров), но до них очень сложно добраться.

«Уже есть поговорка: в США получают сланцевый газ, а в Европе получают доклады о сланцевом газе. Тем, кто принимают решения в Евросоюзе, следует посмотреть на опыт Великобритании и Польши – как эти страны, поистине первопроходцы, справляются с ситуацией. Евросоюз хотел иметь обязательное законодательство, а не рекомендации. Рекомендации Еврокомиссии не являются юридически обязывающими, так что мы считаем их приглашением к разработке практических мероприятий. И под крылом комиссии уже существуют две рабочие группы – одна по новым технологиям, вторая по предварительным и разведочным скважинам в Европе», – доложила Кристин Равнхольт Хартман.

К августу 2015 года Европейская комиссия должна сообщить, потребуется ли для сланцевого газа в будущем обязательное законодательство.   :///

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.