В Европе зашевелились: уже предлагают покупать газ в США

Gaz SPG

Низкие цены на энергоресурсы может и будут благотворны для европейской экономики, дав ей стимул роста, но если низкий уровень цен сохранится надолго, то это окажет негативное воздействие на будущую энергетическую безопасность Европы. По целому ряду причин, на которые указывает профессор Лондонского университета Алан Рили в статье, представленной информационным ресурсом Natural Gas Europe.

В Европе собственная добыча углеводородов, по традиционной технологии, в основном сосредоточена на шельфе Северного моря – на уже состарившихся месторождениях, где технически все труднее, а значит и дороже, извлекать оставшиеся запасы ресурсов. Правительство Великобритании готово ввести дальнейшие налоговые послабления, чтобы стимулировать новые капиталовложения в этой зоне добычи. Однако, если временный спад цен на углеводороды не оказывает сильного влияния на инвестиционный климат, то их длительное снижение, скорее всего, приведет к свертыванию программ. Заново возвращаться к таким проектам – дело намного более трудоемкое, поскольку это затрагивает не только вопрос капиталов, ставок по активам, но и существующую инфраструктуру, интересы сервисных компаний.

Одним из немногих мест традиционной добычи углеводородов является Румыния, которую тоже ожидает снижение уровня производства – к 2020 году особенно увеличится ее зависимость от импорта газа. Румынии нужно активно развивать свои черноморские месторождения, но это опять же затрагивает вопрос инвестиций. Похожие проблемы в энергетике Кипра и Греции, причем для Кипра ситуацию серьезно осложняют геополитические проблемы, разногласия с Турцией по доступу к шельфу.

Даже уменьшение капиталовложений в поддержание добычи, неизбежное при средне-и долгосрочном понижении рынка энергоресурсов, будет немаловажным, хотя и побочным, фактором в повороте к внешним источникам поставок. И здесь вырисовывается следующая перспектива. Понизившиеся цены на газ будут способствовать – в обозримом будущем – большей конкурентоспособности «Газпрома», усилению его позиций в удержании доли рынка при соревновании с другими источниками поставок, так что в результате европейская зависимость от российских поставок газа может даже увеличиться. Более низкие цены на углеводороды, безусловно, вредят российскому концерну, поскольку большинство его долгосрочных контрактов «привязаны» к нефти из расчета на ближайшие шесть месяцев (согласно условиям поставок, цены пересматриваются в соответствии с более низкими ценами на нефть), однако эти же цены делают поставки «Газпрома» более предпочтительными относительно ресурсов с европейского шельфа, угля, возобновляемых источников, ядерной энергии и, не исключено, могут также помешать сжиженному природному газу (СПГ) завоевать свою долю рынка – особенно это касается поставок СПГ из США.

В Евросоюзе почему-то никто не задается главным вопросом – по сути, стратегическим – о положении дел с энергоносителями, а именно: готов ли «Газпром» реформировать свой газовый рынок, чтобы добиться максимальной прибыли и, соответственно, влияния в Европе. В концерну необходимо будет дать новую конфигурацию своей цепочке доставки, чтобы сократить расходы, и увеличить добычу для наращивания экспорта. Политикам Брюсселя, Вашингтона, Лондона и Берлина надлежит принять меры по защите собственной добычи от низких цен на нефть, будто налоговый режим или поиск рентабельных мест добычи на континенте – с применением как традиционной, так и нетрадиционной технологии.

В числа внешних – “дружественных” – источников поставок газ надлежит более детально рассмотреть, помимо Норвегии, Алжир и США, предлагает профессор Рили. В Алжире можно дополнительно извлечь значительные объемы природного газа – и обычного, и сланцевого. США – в перспективе – могут поставлять большие объемы СПГ ввиду уменьшения приоритетности азиатского рынка, поскольку и там цены на газ связаны с ценами на нефть. Если допустить такую возможность, что «Газпром» в силу комплекса политических, финансовых и технологических причин не будет в состоянии значительно увеличить добычу, то американский СПГ плюс алжирский газ могут стать альтернативными источниками поставок в Европу. Но сначала европейским политикам нужно осознать несколько истин. Во-первых, что без углеводородов пока не обойтись. Газ служит «резервной силой» в технологии электроснабжения из возобновляемых источников, а дешевого и обильного потока, альтернативного нефти, просто нет. Во-вторых, более низкие цены на нефть не только не способствуют энергетической безопасности, но могут ее фактически подорвать. В-третьих, меры необходимо принимать уже сейчас, не ожидания ухудшения ситуации. Энергетический рынок меняется очень быстро, и тот, кто медлит на нем, обычно проигрывает, предупреждает лондонский профессор.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.