При текущих ценах на нефть и газ рынок все еще ориентирован на покупателей. Для некоторых, однако, даже в такой ситуации получить преимущества не так просто. Для Евросоюза обилие выбора приходит на фоне набора технических и геополитических проблем.
4 февраля было положено начало энергетическому союзу ЕС. Этот амбициозный проект предполагает создание долгосрочного плана европейской энергетической и климатической политики, а также появление политико-экономического союза для сокращения выбросов углекислого газа.
Сомневающихся в этом проекте более чем достаточно, но комиссар ЕС по работе в области климата и энергетики Мигель Ариас Канете подтвердил, что план будет содержать конкретные меры, а также стратегия будет предполагать полное и надлежащее исполнение. Подробности союза все еще обсуждаются, а принятие основных документов ожидается 25 февраля.
Цели ЕС включают повышение энергоэффективности, диверсификацию и гибкость в дополнение к увеличению доли возобновляемых источников энергии. В частности, ЕС нацелен увеличить долю возобновляемых источников до 50% к 2050 г., а выбросы сократить на 30%.
Все это будет стоить около $3 трлн, или почти 15% от нынешнего ВВП ЕС. Реализация этих целей также потребует огромных капитальных вложений на ремонт и создание инфраструктуры и своевременных инвестиций, не говоря уже о сотрудничестве между 28 совершенно разными государствами. Этого уже достаточно, чтобы признать такой план провальным, так как в прошлом страны ЕС редко могли договориться между собой по таким принципиальным вопросам.
Газовый вопрос
Предварительные данные свидетельствуют о том, что Европейской комиссии не хватает консенсуса по одной из наиболее спорных идей энергетического союза – единой системы закупок природного газа.
Природный газ будет оставаться важным звеном энергетической системы ЕС, а доля газа в потреблении будет оставаться на прежнем уровне или даже расти к середине столетия.
Неудивительно, что импорт природного газа также будет расти каждые десять лет к 2050 г. при одновременной диверсификации источников такого импорта, а Брюссель хотел бы монополизировать системы оплаты.
И разрыв преимущественно заключается на уровне Восток-Запад. Восточная Европа в значительной степени зависит от российского газа, который страны покупают в рамках двусторонних долгосрочных нефтяных индексированных контрактов, основанных на принципе “бери или плати”.
Некоторые страны платят больше, другие меньше, но в целом их переговорная позиция довольно слаба. В Западной Европе принципы свободного рынка более распространены, поэтому регион имеет большую гибкость с точки зрения покупки и потребления.
Предложение заключается в объединении систем Западной и Восточной Европы и создании единой системы закупок. Считается, что это позволит договариваться о выгодных ценах. Председатель Европейского совета Дональд Туск говорит, что эта система сэкономит Евросоюзу 41 млрд евро в год.
В принципе, это неплохая идея, если ее все поддержат. Правда, тогда все страны будут платить одинаково, а для некоторых цены могут стать выше. То есть в системе заинтересованы страны, которые не могут договориться с поставщиками о скидках и удобных условиях напрямую.
Кроме этого, Европейский союз попал в ловушку собственных правил, законов и принципов. Страны Западной Европы справедливы обеспокоены тем, что единая система закупок является нарушением законов о конкуренции.
При этом уже сейчас есть необходимая инфраструктура и ликвидность, чтобы поставлять газ с СПГ-терминалов запада на восток. Вот только перспективы сжиженного природного газа пока не очень радуют европейцев. Во-первых, такой газ может оказаться значительно дешевле традиционного, а цены на рынке будут сильно меняться в зависимости от ситуации. Во-вторых, объемы поставок все равно будут недостаточны для обеспечения потребностей.
“Газпром” же традиционно сохраняет свою ценовую политику, которая отдельным странам Европы кажется слишком завышенной, и некоторые чиновники надеются, что Южный газовый коридор изменит ситуацию.
Проблема только в том, что он будет поставлять в 2015 г. только 10 млрд куб. м природного газа, а это около 6% от объема ежегодных поставок России в ЕС. Очевидно, что не все страны Центральной и Восточной Европы захотят портить отношения со своим основным поставщиком.
В текущей ситуации кажется, что все карты на руках у России и это преимущество она сохранит за собой на ближайшие годы. ЕС может постараться шантажировать одного из основных поставщиков возможностью сокращения закупок или развитием “зеленой” энергетики, но это все далеко от реальности. Более того, европейским чиновникам придется быстро решать, реализовывать проект своего энергетического союза или же направить средства на создание инфраструктуры, которая позволит получать российский газ через турецко-греческую границу, поскольку поставки через Украину прекратятся уже в 2019 г. :///