Технологический рывок: Спрос на СПГ вырастет, но не завтра

Gas-Gaz-SPG-Sahalin

Вопреки прогнозу МЭА от 2011 года, в котором говорилось о «золотом веке газа», в последние три года спрос на сжиженный природный газ (СПГ) оставался на одном и том же уровне, что сегодня отражает устоявшуюся тенденцию на мировых энергетических рынках, отмечает мировой бизнес-еженедельник The Economist.

Высокие цены на энергоносители и экономический бум в Китае и Японии обещал рост спроса на газ, что стимулировало немало СПГ-проектов в Австралии, Папуа-Новой Гвинее и ряде других стран. Также можно вспомнить и 20-миллиардный проект Queensland британской нефтегазовой компании BG Group, и бум с переустройством прибрежных терминалов для импорта СПГ на его экспорт в США.

Но сегодня цены на природный газ продолжают снижаться. За эталонный американский Henry Hub в Луизиане дают 2,75 доллара за MMBtu – это самый низкий показатель с середины 2012 года. В Японии спотовая цена на СПГ упала до 6,65 доллара за MMBtu – это самый низкий уровень за 5 лет. Впервые за 4 года эта цена стала ниже, чем в Европе.

Инвесторы крупных заводов по производству СПГ теряют дивиденды – проекты начинались, когда цены были высокими, а теперь они падают вслед за нефтяными ценами, хотя экспортные мощности увеличились на треть. Если в конце 2013 года ежегодные мощности составляли 290 млн тонн в год, то к 2018 году ожидается их увеличение почти до 400 млн тонн. Компания Exxon в мае 2014 года начала поставки, завершив раньше срока свой проект стоимостью в 19 млрд долларов в Папуа-Новой Гвинее. Австралия к 2020 году обгонит Катар и станет крупнейшим экспортером, утроив свои мощности и доведя их до 86 млн тонн в год: уже в 2016 году на западе континента в строй войдут два больших завода СПГ. США намерены начать экспорт СПГ уже в этом году: энергогигант Chevron завершает свой 30-миллиардный проект по строительству комплекса Wheatstone, Shell строит завод Prelude, который обойдется компании в 13 млрд долларов.

О новых крупных проектах СПГ не заявлялось уже несколько месяцев, отмечено в отчете исследовательской компании Sanford C. Bernstein. Прогнозы по контрактным ценам снижены до 11 долларов за MMBtu и даже меньше, тогда как в прошлом году Япония заключала контракты на газ примерно по 16 долларов за MMBtu. Рынок надеется на всплеск спроса – так, неожиданный его рост показала Латинская Америка, выросли продажи в Великобритании, Индонезия, недавно экспортер, теперь ввозит газ. Тем не менее краткосрочные перспективы по производству СПГ не вдохновляют многих экспертов сектора и из-за замедления мирового экономического роста, и из-за высокой конкурентоспособности альтернативных видов энергии. Евросоюз сейчас, вполне вероятно, слишком активно популяризирует СПГ, чтобы усилить свои переговорные позиции в переговорах с «Газпромом», а не для того, чтобы реально увеличить его доли на своем энергетическом рынке.

Долгосрочные перспективы СПГ внушают больше надежд экспертам, поскольку только газ в среднесрочной и даже долгосрочной перспективе будет поддерживать электростанции с возобновляемыми источниками энергии. Продвигают свои новые модели автомобилей, которые будут работать на газовом топливе, и некоторые автоконцерны, например, Fiat Chrysler, которая прогнозирует увеличение спроса на производство транспортных средств на компрессионном газе (CNG). И этот бум может начаться в Индии и Китае.

На СПГ будут переходить не только автомобили и поезда, но и морской транспорт. «Сейчас самое уязвимое место в этих проектах – это дозаправка», – отмечает представитель финской компании Wartsila, строящей такие суда, Тимо Копонен. Не так давно в первом хранилище СПГ в порту Фуршон в Луизиане прошли испытания по пополнению запаса топлива. В настоящее время более экономичными считаются небольшие электростанции, которые тоже будут активно переходить на газ, прогнозируют эксперты   :///

.

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.