Эксперт: На Украине занимаются энергобезопасностью не так, как надо

Koen

Одна из нынешних насущных проблем Украины – энергетическая безопасность страны. Однако, несмотря на широкую западную поддержку, Киев провозглашает непродуманную антирыночную политику и легкомысленные схемы, чреватые крайним ухудшением положения, утверждает член-учредитель и директор Центра энергетики, природных ресурсов и геополитики при вашингтонском независимом исследовательском Институте анализа глобальной безопасности (IAGS) Ариэль Коэн. Мнение американского аналитика публикует информационный ресурс Natural Gas Europe.

Ввиду двойной украинской зависимости от России – по поставкам природного газа и урана для ядерных реакторов – единственно логичной политикой украинского правительства в сфере энергетики должно было стать всемерное содействие добыче нефти и газа внутри страны. «К сожалению, Киев делает прямо противоположное», – заявил Ариэль Коэн после посещения 6-й ежегодной энергетической конференции, посвященной вопросам диверсификации энергетики Украины.

«В последние годы такие западные гиганты, как Shell, BP, Chevron и Vitol высказывали заинтересованность в разведке и добыче углеводородов на территории Украины. Сейчас многие ушли из-за войны с Россией, но менее крупные компании, готовые к рискам и самой жесткой конкурентной борьбе, остались – среди них такие как JRX, Arawak и Cub Energy. Чтобы обслуживать кредит МВФ в 17 млрд долларов, правительство Украины готово пойти на “углеводородное харакири” – для местных нефтегазодобытчиков не только установлены непомерные налоги, но и принудительная продажа своего сырья госмонополии. Это прямая противоположность того, что можно было бы ожидать от реформационного правительства, густо населенного прорыночными технократами из США, Литвы и Грузии», – утверждает Ариэль Коэн.

Новые налоговые ставки на Украине ошеломляют. Во-первых, есть лицензионный платеж, который устанавливает размер налога с производимых продаж, а не просто с прибыли. Во-вторых, ставки составляют 70% для добывающих компаний, принадлежащих государству; 55% на скважинах менее 5 тыс метров глубиной, 35% на скважинах более 5 тыс метров. Это конфискационное налогообложение установлено тогда, когда другой крупный источник для производства электроэнергии – донбасский уголь – недоступен. Причем не только из-за войны, но и из-за его неэкономичности – в Донбассе добыча угля обходится слишком дорого, поскольку передовые технологии добычи там не применяются. Стареют и электростанции, построенные еще в советские времна.

«Мы были бы рады вести и разведку, и добычу. Однако, чтобы увидеть, насколько правительство бессильно создать условия для компаний, достаточно одного примера – Россия может позволить себе сейсмическое обследование в формате 3D территории в 104 тыс кв. км в год, а Украина – только 300»,-  поясняет исполнительный директор компании Arawak, «дочки» швейцарско-нидерлагдской Vitol Group, Алестер МакБейн.

Местные бизнес-аналитики считают, что репрессивное налогообложение направлено против «неугодных» олигархов, чтобы те продали свой бизнес «приближенным» к кабмину Украины. Годами топ-олигархи и политики имели выгоду от субсидируемых цен на газ, сохраняя неэффективность энергетической отрасли – они имели миллиарды долларов от импорта и распределения ресурса, получаемого от «Газпрома», и находились в тесной смычке с российскими олигархами, что устраивало и устраивает до сих пор обе стороны.

Но это уже не отвечает условиям нынешним геополитическим установками Украины, которые нацелены на увеличение собственной добычи, а курс, ведущий к оттоку западных инвестиций из энергетической отрасли, означает самоубийство для страны, считает эксперт. «Лицензионные платежи должны быть заменены разумным корпоративным подоходным налогом, а западные советники должны помочь реструктуризации отрасли в пользу местной добычи. Украинские “Укргаздобыча”, “Трансгаз” и “Нафтогаз” необходимо приватизировать, но не в пользу России и ее союзников», – полагает Коэн.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.