Лидеры стран ЕС неожиданно единодушно и быстро одобрили предложенную Еврокомиссией (ЕК) концепцию создания энергетического союза. Это самая жесткая энергополитическая инициатива ЕС после одобрения в 2009 году Третьего энергопакета, создавшего массу проблем для России, пишет корреспондент «Коммерсанта» Юрий Барсуков.
Союз может стать еще большей головной болью. Концепция предполагает, что ЕК получит право напрямую влиять на коммерческие соглашения о поставках газа, в том числе на контракты “Газпрома”, что чревато дополнительным ухудшением позиций монополии в Европе. Первый опыт вмешательства в коммерческие переговоры ЕК уже получила в ходе газового конфликта России и Украины, и ситуация здесь складывается отнюдь не в пользу “Газпрома”.
Создание энергосоюза стало первой темой, которую рассмотрели главы европейских стран в ходе саммита ЕС 19-20 марта. По итогам обсуждения предложенная ЕК концепция была одобрена без существенных изменений. В частности, ЕК получит полномочия обеспечивать “полное соответствие европейскому законодательству всех соглашений, связанных с покупкой газа у внешних поставщиков, в частности, путем увеличения прозрачности таких соглашений и их соответствия положениям энергетической безопасности ЕС”.
Почему Европа не включила Россию в число стратегических энергетических партнеров
Финальная схема создания энергетического союза ЕС, представленная в феврале, может оказаться гораздо опаснее для России, чем прежние слабо проработанные предложения о совместных закупках газа. Новый вариант предполагает резкий рост полномочий Еврокомиссии.
Таким образом, соответствующему аудиту будут подвергаться не только межправительственные соглашения, но и коммерческие контракты. В то же время коммерческая информация по газовым контрактам останется закрытой, хотя замглавы ЕК по созданию энергосоюза, выпускник МГИМО и бывший словацкий дипломат Марош Шефчович, и предлагал открыто публиковать данные по ценам, срокам и условиям поставки газа. По данным Bloomberg, на сохранении коммерческой тайны по газовым контрактам особенно настаивали Германия, Нидерланды и Финляндия.
Собеседники “Ъ” в европейских газовых компаниях были удивлены тем, что лидеры ЕС согласились разрешить ЕК вмешиваться в заключение не только межправительственных, но и коммерческих контрактов. Но пока оценить практическое влияние этого решения сложно, поскольку “положения энергетической безопасности ЕС” не сформулированы. Глава Евросовета и один из главных сторонников создания энергосоюза экс-премьер Польши Дональд Туск заверил, что ЕК “очень быстро” разработает соответствующий законопроект. Один из собеседников “Ъ” предположил, что в сфере газа одним из главных критериев энергобезопасности станет количество внешних поставщиков для конкретной страны и ЕК может модерировать контракты так, чтобы увеличивать их число, “искусственно создавая нишу для альтернативных поставок”. Тогда под ударом могут оказаться контракты “Газпрома” в Восточной и Юго-Восточной Европе.
Дональд Туск отметил, что “наиболее интересной частью дискуссии” лидеров ЕС стал пункт о том, сможет ли ЕК (как она настаивает) влиять на коммерческие контракты еще на стадии переговоров (ex ante). Фактически это спор о том, будет ли у Брюсселя право блокировать заключение сделок. Господин Туск не стал сообщать подробности, лишь подчеркнул, что решение о контроле за газовыми соглашениями со стороны ЕК “не пустышка”. Он также ушел от ответа на вопрос, будет ли ЕК настаивать на изменении уже существующих контрактов, или речь пойдет только о новых соглашениях. Кроме того, ЕК наверняка будет настаивать на сокращении сроков контрактов и отмене различных ограничений (например, запрет реэкспорта).
По масштабам и возможным последствиям для газового рынка Европы и особенно положения на нем “Газпрома” концепция энергосоюза сопоставима только с принятием в 2009 году Третьего энергопакета. Источник “Ъ” в отрасли вспоминает, что первые предложения Брюсселя по Третьему энергопакету тоже были довольно радикальными, но в процессе обсуждения и имплементации их удалось значительно смягчить. И тем не менее это регулирование, которое “Газпром” поначалу пытался игнорировать, привело к провалу проекта газопровода «Южный поток» и всей стратегии монополии в Европе. “Теперь ЕК хочет построить новую модель взаимоотношений с поставщиками газа, она будет менее удобна для “Газпрома”, но пока не ясно насколько”,— отмечает собеседник “Ъ”. Первый опыт прямых коммерческих газовых переговоров с участием России у ЕК уже есть — это ситуация с обеспечением топливом Украины, которой в конечном итоге удалось серьезно сократить зависимость от поставок “Газпрома”.
В пятницу стороны провели новые переговоры о “летнем пакете” поставок российского газа Киеву. Конкретные договоренности не были достигнуты, но намечены общие контуры соглашения: “Газпром” продолжит поставлять газ по предоплате и сохранит скидку к контрактной цене, Украина согласна закупать российский газ для заполнения подземных хранилищ до комфортного для всех сторон уровня 19 млрд кубометров, а ЕК в принципе готова частично финансировать закупку этого газа. Нерешенными остались вопросы конкретного размера скидки (Украина хочет сохранить ее на уровне $100 за тысячу кубометров, Россия ясно свою позицию не представила), точного объема закупок, а также размера и источников европейского финансирования. Кроме того, для российской стороны важно, чтобы формулировки соглашения (в частности, по цене и фактическому отказу от take-or-pay) не ослабляли ее позицию в Стокгольмском арбитраже. Следующий раунд переговоров запланирован на середину апреля.
Процедуры по созданию энергосоюза ЕС и принятию необходимых законов займут как минимум несколько лет и к тому времени европейский газовый рынок может серьезно измениться, считает Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. “Сейчас спрос на российский газ в Европе падает, а цены снижаются, но, по прогнозу BP, после 2020 года снижение добычи внутри ЕС должно привести к увеличению доли “Газпрома” на рынке,— говорит он.— Вопрос и в том, как долго восточноевропейские страны, такие как Литва и Польша, будут готовы переплачивать за доступ к другому газу, кроме российского”. Эксперт добавляет, что если вмешательство ЕК в коммерческую деятельность окажется значительным, оно будет негативно воспринято и другими экспортерами газа в ЕС, в том числе поставщиками СПГ. :///