Цены на энергоносители поднимаются, но до стабилизации рынков еще далеко, осторожно высказывают свое мнение аналитики, чьи пессимистичные прогнозы января-февраля 2015 года зашкаливали, но к частью пока не оправдались – по крайней мере, как ожидалось. Ответы на вопросы «почему?» и «что дальше?» коллекционирует агентство Bloomberg.
В начале 2015 года эксперты по энергетике в Bank of America, Barclays и Goldman Sachs Group предсказывали, что нефть может обвалиться до 30 долларов за баррель, а то и ниже – 26 января именно эту цифру озвучил президент Goldman Гэри Кон. 11 января в Goldman Sachs сделали прогноз, что нефть марки Brent к началу апреля будет стоить примерно 42 доллара. 9 февраля Эд Морз из Citigroup обещал, что цены достигнут «дна» в начале второго квартала 2015 года, когда североамериканская нефть марки WTI достигнет 20 долларов за баррель.
Сейчас всем аналитикам приходится менять свои прогнозы в сторону повышений цен на сырье, хотя «коллективный» скепсис все же сохраняется – прежде в том, что касается уровня цен: теперь все аналитики в один голос утверждают, что цены на нефть якобы не поднимутся намного выше от нынешнего уровня. С ростом нефтяных котировок, дескать, на рынок вернется американская сланцевая нефть, а значит есть риск очередного падения цен из-за увеличения добычи, считают они. Во всяком случае, во второй половине года колебания цен на энергоносители не избежать – ожидается жесткое противоборство предложения и спроса, утверждают аналитики.
«Нефтедобытчики США ответили на спад цен более агрессивно, чем мы ожидали, и это обещает весьма скромный подъем от уровня в 40 долларов по WTI», – отмечается в аналитическом отчете банка Goldman Sachs от 6 апреля, комментировать который эксперты этого банка пока отказываются.
«Ценовая подвижность, похоже, потянула за собой весь диапазон цен. Сейчас, кажется, удобный уровень, и в основе произошедшего изменения лежит то, как быстро спрос приспособился к большему предложению. Самый яркий тому пример – китайские показатели за первый квартал», – поясняет аналитик лондонского отделения Barclays Мисвин Махеш.
За последние три месяца объемы продукции, выходившей с НПЗ всего мира, превосходили прошлогодние за аналогичный период на 1 млн баррелей. Однако на Лондонской бирже нефтяные котировки менее чем за четыре месяца поднялись с 6-летнего минимума в 45,19 долларов (13 января 2015 года) до 68,28 долларов.
Эксперты JPMorgan Chase, предсказывавшие в марте падение марки Brent до 38 долларов, 30 апреля подняли свой ценовой прогноз на текущий год до 62 долларов за баррель.
«Рынок оказался более крепким, чем мы ожидали, и я вижу причину этого в спросе. В январе мы ориентировались на данные по запасам, которые просто давили на рынок сырой нефти – на всех графиках, с учетом уровня потребления, они тянули кривую вниз. Мы видели признаки роста спроса, которые и позволили НПЗ отреагировать более жестко и поглотить лишнюю нефть», – отметил главный аналитик стратегии нефтерынков в лондонском отделении JPMorgan Дэвид Мартин.
Поставщики сланцевой нефти в США будут восстанавливать добычу – возможно, более быстрыми темпами, чем этого можно ожидать, и в третьем квартале WTI рискует опуститься до 50 долларов за баррель – таков последний прогноз от Bank of America. В странах с развивающейся экономикой спрос будет расти, хотя и медленнее из-за прекращения госсубсидий, полагают эксперты этого банка и Barclays.
«Рост на развивающихся рынках пока неуверенный – более высокие цены на нефть могут вызвать рывки спроса. Вряд ли можно говорить, что худшее осталось абсолютно позади», – считает аналитик Barclays Мисвин Махеш. Его личный прогноз – в среднем 61 доллар в третьем квартале и 66 долларов за баррель марки Brent в четвертом квартале этого года. :///