Туркменистан разворачивают в сторону Евросоюза

Turkmenbashi

Итоги визита президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова в Австрию и Словению 13-15 мая подробно освещены в СМИ. Прямую связь между «энергетической составляющей» этих визитов и недавней четырехсторонней встречей в Ашгабаде как этапов большой геополитической игры проводит корреспондент международного интернет-журнала The Diplomat Паоло Сорбелло.

Туркмено-австрийский Меморандум о взаимопонимании по интенсификации сотрудничества в области энергетики существует с 2011 года, однако о нем вспомнили, когда Евросоюз стал резко наращивать усилия по привлечению Туркменистана к газовым поставкам в Европу. Мечта о прямых поставках и трубопроводе из этой страны существовала в ЕС давно, но лишь в начале мая устами еврокомиссара по энергетике Мароша Шефчовича Еврокомиссия (ЕК) озвучила конкретную дату – туркменский газ должен пойти на запад к 2019 году. Первоочередные задачи обсуждались на четырехсторонней встрече глав энергетических ведомств Туркменистана, Азербайджана, Турции и представителей Евросоюза – это «совместное расширение многовариантной инфраструктуры транснациональных газопроводов». Это означает многое, считает Сорбелло.

Как заявил президент Бердымухаммедов, мощная ресурсная база дает Туркменистану основание заключать долгосрочные контракты на стабильную поставку энергоносителей. На данный момент действуют три направления – трубопроводы к России, Китаю и Ирану. И на стадии перехода к практической реализации находится газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (TAPI). Ресурсный потенциал у страны, действительно, колоссальный – согласно итогам аудита, проведенного британской компаний Gaffney, Cline and Associates, запасы только одного месторождению «Галкыныш» составляют 26,2 трлн кубометров газа.

В течение 20 лет после распада СССР туркменский газ шел на экспорт по трубопроводам «Газпрома», однако в прошлом году объем поставок “голубого топлива” сократился с 11 млрд кубометров до 4 млрд, а в будущем можно ожидать и обнуление поставок, пишет Сорбелло. Сейчас огромная часть (30 млрд кубометров) газа с богатых юго-восточных месторождений идет через Узбекистан и Казахстан в Китай, который рассчитывает на получение 55 млрд, когда газопровод достигнет максимума своей пропускной способности. И Туркменистан снова рискует полной экспортозависимостью – на этот раз от Китая.

Улучшение отношений между Западом и Китаем открывает возможность диверсификации экспорта – через территорию Ирана, на север к Азербайджану и затем газ может поставляться в газопроводы TANAP-TAP. Также в последнее время многие зарубежные аналитики напоминали, что помимо газовых месторождений на суше, Туркменистан обладает значительным запасом энергоресурсов в своем секторе Каспийского моря, достаточным для обеспечения европейских проектов. Вероятно, именно это имел ввиду Шефчович, говоря об осуществимости Транскаспийского газопрровода. В этом же ряду стоят и заявления президента Бердымухаммедова о сооружении восточно-западного газопровода от главных месторождений на юго-западе к городу-порту Туркменбаши (бывший Красноводск) на Каспийском море. Это перетягивает «чашу весов» в пользу Транскаспийского соединения. И судя по скорости, с какой идут новости из Туркменистана, над этим проектом уже вовсю работают – Евросоюз делает активные шаги к тому, чтобы к 2020 году обзавестись всеми необходимыми газопроводами, которые могут понадобиться в случае выполнения угроз российской стороны о прекращении поставок газа через Украину.

«Как только турецкий участок проекта («Южного газового коридора» – ред.), Трансанатолийский газопровод стал реальностью, появилась возможность вести переговоры со всеми его участниками о возможном расширении «Южного газового коридора» в будущем за счет новых источников газа. Наиболее очевидным вариантом этого расширения представляется туркменский газ», – утверждает замгендиректора Информационно-аналитического центра МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Петров. По его мнению, будущее Транскаспийского трубопровода и условия поставок туркменского газа в Европу могут проясниться лишь по окончании споров по правовому статусу Каспийского моря. Как ожидают некоторые эксперты и политики, эта многолетняя история должна получить завершение на V Каспийском саммите, который пройдет в Казахстане в 2016 году.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.