Потоков газа в “Турецком потоке” будет меньше

Miller Turezkii Potok

Испытывая трудности в переговорном процессе с Турцией по строительству газопровода «Турецкий поток», «Газпром» заморозил инвестиции в проект «Южный коридор», по которому российский газ должен был подаваться в будущий газопровод «Турецкий поток». В результате мощности последнего снизятся вдвое — до 32 млрд кубометров «голубого топлива» ежегодно.

Трубопроводная систему «Южный коридор» строилась с 2012 года для подачи топлива в новый экспортный газопровод через воды Черного моря. Российский газовый холдинг с 1 июля приостановил работы по восточной — самой протяженной и капиталозатратной — ветке газопровода. Западную ветку «Газпром» все-таки собирается достроить.

«Линейная часть западной ветки почти готова, там нужно только увеличить мощность компрессорных станций, а по восточной ветке строительство находится, по сути, в начальной стадии», — пояснил один из источников, на который ссылается издание «Коммерсант».

Еще весной источники в «Газпроме» уверяли, что холдинг по-прежнему собирается построить «Южный коридор» в полном объеме, несмотря на существующие проблемы, связанные с вопросом того, как этот газ будет затем поставляться в Европу. В «Газпроме» ситуацию пока не комментируют.

По проекту, протяженность западной нитки «Южного коридора» составит 881 километр. Планируется построить четыре новых компрессорных станциях (КС). Протяженность восточной нитки составляет 1 тыс 626 километров — планировалось построить шесть КС. Проектная стоимость «Южного коридора» не раз менялась – в последний раз осенью 2013 года. Тогда потенциальный уровень инвестиций был увеличен почти в полтора раза — до 715 млрд рублей, но сумма учитывалась в ценах на начало 2012 года. По мнению экспертов, фактическая стоимость проекта с учетом инфляции окажется существенно выше. Только на начало этого года «Газпром» инвестировал в проект порядка 300 млрд рублей, а план по капвложениям на 2015 год составляет 278 млрд рублей.

Сегодня эксперты затрудняются оценить, сколько Газпром может сэкономить в результате сокращения работ по проекту.

«Обычно в отрасли крупные проекты на стадии реализации останавливаются крайне редко, потому что консервация строительства и неустойки по контрактам обходятся очень дорого», — отметил «Коммерсанту» один из источников, который сделал предположение, что основные потери понесут подрядчики, участвующие в проекте — например, «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг» и «Стройтрансгаз». Однако пока в этих компаниях от комментариев ситуации отказываются.

«Южный коридор» изначально строился для подачи российского «голубого топлива» в газопровод «Южный поток», который должен был транспортировать по дну Черного моря российский газ в Болгарию, а оттуда дальше в Европу. Но после отмены этого проекта в декабре прошлого года Россия предложила Турции начать реализацию нового проекта – «Турецкий поток». Однако переговоры с Турцией о его прокладке сегодня идут с большим напряжением для всех сторон: Все, что удалось добиться «Газпрому» за последние полгода, — это получить от Турции разрешение на проведение проектных изысканий в турецком секторе Черного моря, да и то, что это разрешение было выдано лишь для одной нитки газопровода из предполагаемых четырех.

На текущий момент получается, что Турция готова дать «добро» лишь на строительство той ветки, газ по которой пойдет исключительно для потребителей именно Турции. А переговоры о строительстве веток до границы с Греции, где должен быть построен газовый хаб, забуксовали, причем основательно, несмотря на заявления «Газпрома» о скором подписании межправительственного соглашения с Турцией.

И на то ест свои объяснения — политические и экономические. Прежде всего Турция не намерена идти на резкое обострение с Западом, который всячески пытается торпедировать «Турецкий поток» по целому ряду геополитических обстоятельств. Но экономические резоны еще больше перевешивают: во-первых, Турция обижается на Россию, что та не дает ей более существенные скидки на газ, а во-вторых, ни у одной из сторон нет четкого понимания, кто будет потребителем основных объемов российского газа, если будет построен газовый хаб на границе с Грецией.

Получается, что остановка инвестиций в восточную ветку «Южного коридора» означает то, что «Газпром» уже не рассчитывает на то, что мощность «Турецкого потока» в перспективе превысит 32 млрд кубометров газа ежегодно. А по мнению ряда экспертов, пропускная способность «Турецкого потока» окажется еще меньше — особенно в том случае, если «Газпром» примет решение не увеличивать мощность КС на западной нитке «Южного коридора» до того уровня, который планировался.

По мнению аналитика «Уралсиб кэпитал» Алексея Кокина, «Газпром», вероятно, не собирается в 2015 году увеличивать капитальные затраты по «Южному коридору», а может перераспределить средства, например, в пользу другого проекта – «Сила Сибири». Также может быть увеличена и мощность «Северного потока».

«Жизнеспособность «Турецкого потока» всегда была спорным вопросом, за исключением первой очереди – газопровода пропускной способностью 16 млрд кубометров в год, который должен обслуживать турецкий рынок. Однако мы по-прежнему ожидаем, что в сентябре «Газпром» объявит о 25%-м увеличении инвестиционной программы на 2015 год по газовому сегменту – до 1,05 трлн руб. (19 млрд долларов)», – отмечает Кокин.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.