Индексы основных фондовых бирж Китая сегодня вновь продемонстрировали резкий спад, снизившись по итогам торгов в пределах 5,9%, сообщает агентство ПРАЙМ.
Так, индекс Шанхайской фондовой биржи Shanghai Composite упал на 5,9% – до 3507,19 пункта, при этом на открытии он терял 8%. Индекс Шеньчжэньской биржи Shenzhen Composite сократился на 2,5%, до 1884,45 пункта. Всего с середины июня Shanghai Composite потерял 32%, а Shenzhen Composite – 41%.
“В данный момент на рынке присутствуют панические настроения, значительно увеличился иррациональный “сброс” акций, вызывающий деформацию ликвидности на фондовом рынке”, – приводит телеканал CNN заявление Комиссии по ценным бумагам Китая.
Для стабилизации ситуации китайский регулятор уже понизил процентные ставки, а также решил рассмотреть возможность приостановки проведения IPO. Однако усилия правительства не убеждают инвесторов. Фондовый рынок Китая переживает “дикие” колебания, иногда открываясь падением на целых 7%.
“Там действительно паника, – говорит Тони Чу, гонконгский инвестиционный менеджер в RS Investment Management Co. – Я бы не стал ловить падающий нож”.
“Жадность и страх, – охарактеризовал ситуацию Майкл Эвери, глава отдела исследований финансовых рынков в Rabobank Group в Гонконге. – Если вы не были жадными, то сейчас вам нечего бояться. Мы ожидаем снижения Shanghai Composite до 2500”.
Кредитный пузырь начал сдуваться
В мире с удивлением обнаруживают серьезные проблемы китайской экономики, отмечает Михаил Федоров, аналитик компании NAS Broker. Он полагает, что будущий обвал мировых рынков затянется надолго.
Мировые цены на нефть уже начали снижение. С начала недели цена марки Brent подешевела более чем на 6%, а WTI – более чем на 8%.
Ключевые фондовые площадки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) также завершили сегодняшний торговый день негативно. Так, японский Nikkei 225 опустился на 3,14% – до 19737,64 пункта, австралийский S&P/ASX 200 – на 2%, до 5469,5 пункта, корейский KOSPI снизился на 1,18% – до 2016,21 пункта.
Но главный индикатор, за которым, по мнению Михаила Федорова, сегодня нужно следить, – это объем кредитования в Китае. В мае он составил 900 млрд юаней. Если в июне показатель не сможет превысить отметку 1 трлн юаней, и тем более если будет ниже, то это будет очень плохим сигналом для всех рынков, в том числе и американского, которому точно есть куда падать.
Китай после кризиса в 2008 году начал активно развивать внутреннее потребление, напоминает аналитик. Во многом оно базировалось и на росте кредитования. Чем больше китайцы брали кредитов, тем больше они потребляли товаров и услуг. Любая экономика циклична, и в 2013 году очередной 4-летний цикл в Китае завершился – потребление оказалось в нижней точке. Но в КНР решили идти путем Алана Гринспена, поддав газу для продолжения роста экономики. В результате чего уже в мае 2014 года китайцы ежемесячно брали по 700 млрд юаней кредитов (более 110 млрд долларов). Далее весь 2014 год кредитование продолжало оставаться заоблачно высоким.
То есть в прошлом году объем кредитования в Китае вырос примерно на 8,4 трлн юаней, или на 15% ВВП (57 трлн юаней в 2013 году). Никакая экономика не может себе позволить наращивать долг такими темпами в течение длительного времени, уверен Федоров.
В январе 2015 года кредитование в Китае взлетело до 1,4 трлн юаней в месяц – это в два раза выше темпов роста в 2014-м – почти 30% к ВВП. С этого момента можно с уверенностью говорить о кредитном пузыре в Китае. Сейчас процесс его сдувания уже начался.
Снижение кредитования естественным образом сократит потребление китайцев, но не это самое страшное, считает аналитик. Страшно долговое бремя. При растущем кредитовании объем выдачи кредитов выше обременений, ввиду чего кредитование является чистым финансовым донором. Но стоит кредитованию притормозить свой рост, кривая обременений неизбежно догоняет и перегоняет объем выданных кредитов. В этом случае долговой рынок начинает высасывать ликвидность из реального сектора экономики, провоцируя не только снижение потребления, но и нанося вред общей деловой активности.
Реальный сектор в опасности
Падающие индексы уже подорвали уверенность главной движущей силы китайского рынка – индивидуальных инвесторов, доля которых достигает 80%, передает Bloomberg. Попытки влиятельных политиков остановить панику, включая меры поддержки малых компаний, не увенчались успехом.
Тем не менее правительство Си Цзиньпина продолжает бороться с ситуацией. Специалисты утверждают, что правительство ищет по крайней мере 500 млрд юаней ликвидности, чтобы поддержать акции.
Между тем дальнейшие потери сводят на нет усилия китайских компаний, которые пытаются обуздать массовую распродажу, и могут разрушить доверие потребителей на фоне самого низкого уровня экономического роста в стране с 1990 года.
“Рынок падает, экономика Китая и финансовые рынки стоят перед системным риском, – говорит Ван Чжен, директор по инвестициям в Jingxi Investment Management Co. – Если снижение пойдет нынешними темпами, то IPO и дополнительные предложения будут остановлены, а уровень потребления у китайского среднего класса резко снизится. Это наверняка подвергнет опасности реальный сектор экономики”.
В то же время самый большой обвал китайской фондовой биржи с 1992 года, как ни странно, ничуть не разрушил оптимизма аналитиков Goldman Sachs Group Inc. Кинэр Ло, представитель группы в Гонконге, предсказывает, что CSI 300 отыграет 27% за следующие 12 месяцев. Меры правительства и кредитно-денежная либерализация поддержат экономический рост, а проблемы с внешним финансированием не настолько велики, чтобы вызвать коллапс. :///