Эксперт: сколько еще Израиль, Кипр и Ливан будут сидеть без газа?

Platforma_2

В Восточном Средиземноморье каждая из богатых газовыми месторождениями стран борется, по сути, сама с собой. В результате ни одна из них не способна начать добывать газ, который мог бы полностью изменить энергетический баланс региона. Об этом пишет в своей статье для Natural Gas Europe Карен Айат, аналитик и основатель Ливанской нефтегазовой инициативы.

В частности, Ливан никак не может начать лицензирование разведки своего месторождения «Кариш», Кипр находится в депрессии из-за недостаточного объема разведанных запасов, а Израиль с головой погрузился во внутренние политические «разборки», забыв о своих гигантских возможностях.

А между тем этот регион, всегда зависевший от импорта энергоресурсов, может в корне изменить энергетический пейзаж Восточного Средиземноморья. Открытие месторождений природного газа в израильских и кипрских водах сулит Леванту не только энергетическую безопасность на многие десятилетия вперед, но и существенные доходы, которые могли бы восстановить ослабленную экономику острова Кипр и запустить замороженные израильские проекты в сферах инфраструктуры, здравоохранения и образования.

Кипр и Израиль справедливо считают региональный рынок первым пунктом назначения их будущего экспорта газа. Иордания и Египет, испытывающие серьезные трудности с энергоснабжением – идеальные клиенты для киприотов и израильтян, учитывая географическую близость и неотложные потребности в энергоносителях. К тому же Египет с его простаивающими газовыми мощностями мог бы транспортировать «голубое топливо» на удаленные от региона рынки.

Но вот выход восточных средиземноморских стран на крупные внешние рынки пока сомнителен. Например, Кипр надеялся обнаружить в своих водах 1,7 трлн кубометров газа. В 2011 компания Noble Energy разведала месторождение «Афродита», оцененное лишь в 128 млрд кубометров. А ENI/KOGAS, проводившая изыскания в трех секторах у побережья острова, в конце 2014 года объявила о временном отказе от бурения из-за отстутствия перспективы. Однако незначительное внутреннее потребление Кипра позволит острову экспортировать большую часть своего обнаруженного газа.

Самые существенные находки Израиля – месторождение «Левиафан» с объемом 6,2 трлн кубометров, обнаруженное Noble Energy, и найденное этой же компанией месторождение «Тамар», оцененное в 2,8 трлн кубометров газа. Оба месторождения принадлежат израильской компании Israel’s Delek Drilling and Avner Oil Exploration и Noble Energy. И все бы хорошо, но партнеры оказались вовлечены в разбирательство с Антимонопольным регулятором Израиля.

В декабре 2014 года антимонопольный комиссар Давид Гило, который в данный момент уже ушел в отставку, обвинил партнеров в образования картеля, который помешал бы конкуренции на внутреннем рынке природного газа и завысил бы цену на топливо для потребителя. После долгих дебатов правое правительство Израиля приняло решение, которое позволит компаниям сохранить свои акции «Тамара» и «Левиафана» при условии, что они снизят свою долю в этих месторождениях и продадут доли в менее крупных месторождениях у побережья страны.

Однако это решение вызвало волну демонстраций в Израиле и гнев левых политиков, утверждающих, что договоренность выгодна лишь Noble Energy и ее партнерам, ущемляя при этом интересы общества. В результате ситуация замерла в неустойчивом равновесии.

Восточное Средиземноморье имеет огромный газовый потенциал. Но до тех пор, пока в Израиле не будет создан благоприятный инвестиционный климат, а Кипр с Ливаном не возьмутся наконец всерьез за разведку и добычу, этот потенциал так и останется невостребованным. :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.