Газета “Известия” в сегодняшней статье анализирует с помощью экспертов причины, по которым российская группа компаний “Сумма” отказалась строить нефтяной терминал в Роттердаме для транспортировки на Запад отечественной марки Urals.
Большинство аналитиков называет решение “Суммы” расторгнуть контракт логичным и оправданным с точки зрения мировой конъюнкутры.
“Это вполне своевременное решение, – отмечает директор по развитию агентства Portnews Надежда Малышева. – Компания уже объявляла о строительстве новых терминалов на Дальнем Востоке, ориентированных на Китай. С учетом санкций довольно логично выйти из проекта в Роттердаме, перенаправив инвестиции на реализацию гораздо менее рискованных проектов”.
В качестве еще одной причины закрытия проекта опрошенные изданием эксперты называют отказ российского правительства от продвижения за рубежом российского бренда Urals и разворот на Восток, куда можно гнать чистую сибирскую нефть.
В настоящее время цена Urals привязана к стоимости североморской марки Brent, объемы добычи которой снижаются. Чтобы российская смесь могла стать новым международным эталоном, был необходим не только стабильный уровень качества сырья, но и наличие крупного логистического хаба, с которого бы осуществлялись поставки. Предполагалось, что такой терминал будет в Роттердаме – он является крупнейшим нефтяным портом в Европе и располагает хорошей инфраструктурой, соединен с сетью трубопроводов.
“Это давняя мечта российских чиновников, чтобы нефть марки Urals торговалась независимо от Brent, – рассказывает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – И, собственно, весь проект строительства терминала был заточен под это. Однако ухудшение внешнеполитической ситуации заморозило эту идею”.
Некоторые специалисты полагают, что хаб в Западной Европе и не нужен – Россия сможет продвигать бренд Urals и через собственные порты. Так, ранее глава “Газпром нефти” Александр Дюков, говоря о возможном создании международного терминала для формирования эталонного российского сорта нефти, отмечал, что эта проблема может решаться и в российских Усть-Луге и Приморске.
Еще в июне представители Минэнерго выразили сомнение в экономической целесообразности проекта создания нефтяного хаба в Роттердаме. Замглавы министерства Кирилл Молодцов тогда заявил, что строительство этого терминала может создать конкуренцию экспортным поставкам наших производителей из отечественных портов. Он также заметил, что сейчас в Европе и так есть свободные дополнительные мощности для хранения “черного золота”.
И действительно, почему бы не перенести акцент на реализацию проектов поставок нефти на азиатские рынки?
“Известия” напоминают, что право на возведение нефтяного терминала в Роттердаме получила в 2011 году контролируемая “Суммой” компания Shtandart TT B.V., победив на тендере конкурентов – голландскую Vopak, китайские BrightStart и Sinopec, а также российскую Global Ports. В 2013 году порт передал Shtandart участок под строительство терминала площадью 55 гектаров в долгосрочную аренду. В начале 2014-го “Сумма” сосредоточила в своих руках 100% акций Shtandart. К 2015 году были получены все разрешения на строительство хаба.
Вместимость терминала должна была составить 3 млн кубометров единовременного хранения. Совместные инвестиции в проект оценивались в сумму, близкую к 1 млрд долларов. Потери группы “Сумма” от закрытия проекта оцениваются, по неофициальной информации, в несколько миллионов евро, которые были направлены на выплату арендной платы, выполнение экологических требований, а также проверки участка на наличие бомб времен Второй мировой войны. :///