Геологоразведка в России: власти и компании тянут воз в разные стороны

Rosgeoligia nedra razvedka

В 2015 году Россия потратит на геологоразведку на 18% меньше, чем в 2014 году, однако, как считает ряд экспертов, для эффективного развития отрасли требуется в семь раз больше, пишет немецкое издание DW.

Лишь 6% наращиваемых каждый год запасов нефти и газа приходятся в РФ на новые месторождения. Российским нефтекомпаниям не очень выгодно заниматься геологоразведочными работами (ГРР). Власть же, которая, считают эксперты, несет ответственность за воспроизводство минерально-сырьевой базы, поскольку от этого зависит энергобезопасность страны, тольо сокращает расходы на ГРР, рассчитывая на приход новых частных инвесторов.

Инвестиции и отдача

Согласно данным Минприроды РФ, в 2014 году на геологоразведку в России было израсходовано 290,7 млрд рублей, из них 255 млрд инвестировали недропользователи, 35,7 млрд выделил федерального бюджета, причем из них на долю ГРР в сфере добычи углеводородов пришлось 16,4 млрд рублей. Суммарный объем инвестиций в ГРР на 2015 год, пишет издание, пока неизвестен. Известно лишь то, что уже объявлено, а именно: расходы государства будут снижены до 29,2 млрд рублей.

В Минприроды уверены, что нынешних инвестиций пока с лихвой хватает на то, чтобы прирост запасов превышал объемы добычи. В 2014 году – на 46%: было добыто 527 млн тонн нефти и конденсата, прирост запасов составил 750 млн тонн. Тем не менее, если изучить структуру прироста запасов, то можно заметить, что на долю новых месторождений приходится всего 6%, а существенная доля новых запасов обеспечена доразведывательными работами на старых месторождений и переоценкой их запасов.

«Эксперты объясняют это тем, что нефтекомпаниям не очень выгодно заниматься разведкой новых месторождений», – отмечает издание, которое ссылается на слова аналитика Sberbank CIB Валерия Нестерова. В частности, он заявил, что “новые разведочные скважины, в отличие от эксплуатационных, которые стоят 1-3 млн долларов, достигают в цене 8-10 млн долларов, что дорого”. Нестеров уверен, что “нефтяные компании не считают разведку приоритетной, поэтому выделяют средства на нее по остаточному принципу”.

У нефтяников свое мнения

Финансовые показатели крупнейших разработчиков российских недр подтверждают это, причем не так уж и важно, какая это компания – государственная или частная. Так, госкомпания “Роснефть” в своем годовом отчете за прошлый год извещает, что на геологоразведку на суше и шельфе было израсходовано 31,2 млрд рублей при общих капзатратах в 533 млрд рублей. Крупнейшая частная компания ЛУКОЙЛ в своем отчете отмечает , что на ГРР израсходовано порядка 1,4 млрд долларов при общих капитальных затратах в 15,4 млрд долларов.

Все российские нефтяники заявляют в один голос, что у них превышение прироста собственных запасов над добычей. ЛУКОЙЛ – на 21%, “Татнефть” – на 35%, “Газпром нефть” – на 34%, “Роснефть” – на 18,7% (по нефти и конденсату), “Башнефть” – на 69%. Также сообщается, что этих запасов хватит на долгосрочную перспектив:: “Роснефть” говорит о 20 годах, “Башнефть” о 17, “Татнефть” в этом плане рекордсмен — в этой компании уверены, что запасов хватит на 32 года.

«Говоря о России в целом, аналитики ВР (британская компания — ред.) также довольно оптимистичны: в своем прогнозе до 2035 году они говорят о перспективе в 26 лет, которая, по их подсчетам, обеспечена примерно 14 млрд тонн доказанных запасов. Правда, здесь есть одно “но”, – пишет издание со ссылкой на слова руководителя дирекции по научной работе Института геологии и разработки горючих ископаемых Евгения Груниса.

“Не все эти запасы можно брать традиционным путем, не применяя капиталоемких технологий. При низких ценах на нефть возникает риск того, что рентабельность такой добычи резко упадет. А вот активных запасов России при текущих объемах добычи хватит всего на 5-7 лет”, – считает Грунис.

По мнению экспертов, для того, чтобы уровень воспроизводства запасов не снижался, нужно интенсифицировать геологоразведку, поскольку российские недра сегодня изучены лишь на 50% – причем речь идет только о суше, а шельф не учитывается в данном случае.

Так, Грунис считает, что государство обязано взять при этом значительную долю ответственности на себя, а государственное финансирование ГРР должно составлять не нынешние 29 млрд, а 150-200 млрд рублей ежегодно.

«В 2011 году в России была создана государственная компания “Росгеология”, объединившая 38 геологических предприятий по всей стране. Однако результаты деятельности холдинга, который существует уже 4 года, пока не совсем очевидны. В пресс-службе ОАО “Росгеология” затруднились ответить, какой прирост запасов углеводородного сырья (УВС) был достигнут холдингом как за прошлый год, так и за предыдущие три года его существования», – отмечает DW.

Согласно годовому отчету, следует, что доля “Росгеологии” в геологоразведке УВС составляет “более 10%”, причем в 2014 году году на проведение работ в этом сегменте было израсходовано 4 млрд рублей, чего «крайне недостаточно», – считает Грунис.

“Государство должно проводить не только региональные исследования, но и площадные работы по подготовке месторождений. Если подготовили надежную структуру, почему бы не выставлять ее на продажу? Государство бы от этого только выиграло”, – уверен эксперт.

Тяготы – частникам, деньги – государственникам

Российские власти, уверено издание, сегодня изыскивает пути для того, чтобы переложить все проблемы по ГРР на частные компании. “Необходимо создать условия по замещению государственных вложений частными инвестициями”, – заявил ранее глава Минприроды Сергей Донской.

Уже с лета 2014 года, когда Россия очутилась под западными санкциями из-за конфликта на Украине, в Минприроды заговорили о привлечении к ГРР так называемых “технологических юниоров” – независимые инновационные компании. Предполагается, что за счет своих технологий и инвестиций они будут вносить значительный вклад в воспроизводство минерально-сырьевой базы России.

“Пока массового характера эта идея не приобрела”, – считает Нестеров, наоборот, в настоящее время “идет перетягивание одеяла: государство ждет вклада компаний, компании же ожидают от государства, чтобы оно само готовило для них запасы”.

Эксперт считает, что главное препятствие для открытия дела “с нуля” – недоразвитость банковской системы России, а также отсутствие традиций ведения такого рода бизнеса малыми компаниями и целый ворох административных препон.

“Иными словами, пока делаются несистемные попытки изменения ситуации”, – уверен Нестеров, слова которого цитирует DW.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.