Экс-мэр Москвы Юрий Лужков, который в настоящее время поднимает сельское хозяйство в Калининградской области, предложил использовать санкционные продовольственные товары, подлежащие уничтожению, для производства электричества и биогаза. Об этом бывший градоначальник Москвы рассказал газете «Известия».
Лужков заявил, что уничтожение продуктов – это варварство, поскольку из утилизации такого рода товаров можно извлечь выгоду для сельского хозяйства.
«Любую органику можно переработать в электричество. Я получал электричество на переработке остатков сена и соломы, навоза от коров. Если использовать навоз от 1,5 тысяч коров, добавлять к нему еще остатки сена, соломы, можно получить столько электричества, что достаточно будет для освещения коровника и работы доильного оборудования»,- рассказал экс-мэр.
По словам Лужкова, установка, которая может вырабатывать электроэнергию при переработке навоза, была приобретена для находящегося в Калужской области и принадлежащего правительству агрохолдинга «Мосмедыньагропром». В настоящее время там свыше 7,2 тыс коров, более 250 единиц оборудования, а также 120 единиц транспортной техники. Холдинг поставляет продукцию в московские школы, а также в московские сети Metro и «Атак».
Лужков рассказал, в частности, что его жена Елена Батурина заплатила 500 тыс долларов только за немецкое емкостное оборудование установки в «Мосмедыньагропроме» с двумя ферментерами и одним громадным накопителем. И эта установка, уверяет Лужков, до сих пор работает, хотя в настоящее время производят удобрение.
«Электрическая» часть в ней отключена. В результате ферментации получаются жидкие удобрения. Они распределяются по полям, где растет кукуруза для кормления животных. С помощью установки можно сделать удобрение хорошее и сбалансированное. Соотношение азота, фосфора, калия и микроэлементов в нем будет гораздо более органично для почвы и для произрастания растений, чем если использовать отдельно азот, отдельно фосфор, отдельно калий, отдельно микроэлементы», – уверяет экс-мэр Москвы.
Лужков также отмечает, что и в Белгородской области есть такие установки.
«Я знаю, что в Белгородской области занималась переработкой, ферментацией навоза и отходов сельскохозяйственной деятельности (соломы, сена). При ферментации получается газ, который можно использовать в бытовых целях или для получения электричества», — говорит Лужков.
А за рубежом такие установки давно не в диковинку, уверяет Лужков, – их огромное количество в Германии, есть они в Польше и Литве.
Как отмечается, «производимого помета, навоза и другого органического сырья более чем достаточно» для того, чтобы обеспечить теплом и энергией все животноводческие и птицеводческие комплексы Белгородской области, также для того, чтобы получать «высококачественные удобрения».
«Привычное» сырье для биогазовой установки — это в том числе куриный помет, мясные отходы, кукурузный силос, свежая трава. При этом постоянно проводятся эксперименты по загрузке нового сырья. Недавно, например, были загружены отходы молочного производства (сыворотка).
А в Копенгагена есть биогазовая установка, которая из органического сырья производит биогаз, который затем идет в жилые дома, а люди готовят на нем еду. Также этот газ может использоваться и для отопления. По мнению Лужкова, Россия — страна с богатейшими ресурсами, поэтому россияне не привыкли развивать альтернативную энергетику, однако это важно не только в смысле экономии, но и для экологии и здоровья населения в целом.
Идея уничтожать продукты, попавшие под санкции, понравилась в России далеко не всем. Так, депутат Госдумы Андрей Крутов предлагал направлять такие продукты в Донбасс. Руководитель проекта «МосЭко» Михаил Антонов предлагал использовать попавшие под эмбарго продукты в качестве удобрений. :///