В Европе зашевелились по поводу “Турецкого потока”

Miller Turezkii Potok

Главы МИД балканских стран – Сербии, Македонии, Греции и Венгрии — осенью могут подписать меморандум о продлении газопровода «Турецкий поток» с территории Турции до Австрии. Предполагается, что будет построено ответвление от «Турецкого потока», его длина составит порядка 1400 км. Этот проект получил предварительное название Tesla, сообщает издание «Ведомости» со ссылкой на источники, которые знакомы с ситуацией. Также «Ведомости» ссылаются на копию проекта по строительству нового газопровода.

Согласно планам участников, проект собираются запустить в 2019 году, его стоимость оценивается в 3-4 млрд евро. Пока стороны обсуждают экономическое обоснование проекта, а итоговое решение может быть оглашено в первом квартале 2016 года. По предварительным планам, начало строительства должно произойти в первом квартале 2017 года. Ежегодная мощность газопровода составит 27 млрд кубометров «голубого топлива».

Проект уже находится на согласовании в Европейской сети системных операторов передачи газа, чтобы привлечь общественный интерес, но соответствующий статус проекту все еще не присвоен.

Предполагается, что Tesla будет транспортировать не только российский газ из «Турецкого потока», но и азербайджанский, который пойдет по по газопроводу TANAP. «Ведомости» пишут, что пока рассуждать о перспективах проекта преждевременно, поскольку у него есть словацкий конкурент — газопровод Eastring, который должен пройти от Турции через Болгарию и Румынию, причем словаки также намерены использовать мощности “Турецкого потока”. И здесь свою роль может сыграть тот факт, что вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, который занимается вопросами энергетики в ЕС, – словак, он однозначно будет лоббировать интересы своей страны, которая очень не хочет лишиться украинского транзита, и газопровода Eastring в частности, если Россия все-таки найдет способ не транспортировать свой газ через Украину. В конце концов не очень понятна и финальная мощность самого «Турецкого потока», поскольку переговоры между Россией и Турцией по реализации проекта все еще находятся в начальной точке — стороны никак не могут договориться по целому ряду вопросов.

Tesla будет соответствовать всем нормам Третьего энергетического пакета. Статус общественного интереса проекту нужен не для получения исключения из правил, а для того, чтобы можно было претендовать на финансирование из фондов Евросоюза, пишет издание. В противном случае, если все же эти деньги не будут выделены, то перспективы реализации проекта весьма малы.

Напомним, о возможности продления «Турецкого потока» в Европу заявлял на прошлой неделе глава австрийской OMV Райенер Зеле. Предполагается, что финальной точкой Tesla станет газовый хаб Баумгартен, который принадлежит OMV. Однако без инвесторов перспективы проекта, как уже указывалось, весьма туманны: проектное финансирование, например, в Греции может оказаться затруднительным, говорил Зеле, хотя и отмечал, что он не участвует в обсуждении Tesla. Если все же в Греции начнется строительство отвода до Италии, то мощность греческого участка составит порядка 42 млрд кубометров – тогда на Италию по Tesla может пойти до 15 млрд кубов «голубого топлива».

Впрочем, немало и других проблем у Tesla. Например, если не будет окончательно решен вопрос с экспортными объемами газа: в Еврокомиссии активно лоббируют газопровод TANAP, но для Европы газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз, который должен будут идти через Италию, мало. Пойдет ли через Турцию газ из Ирана или Туркмении — большой вопрос. Даже если это когда-то и произойдет, то сегодня неизвестно когда. Так что, без «Турецкого потока» проект маловероятен, уверены эксперты.  :///

 

2 комментария

    Оставить отзыв

    Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

    Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.