Несмотря на то, что после отмены санкций самым рациональным маршрутом иранского газового экспорта представляется турецкий, “голубое топливо” Тегерана может и не пойти через Турцию. Как пишет интернет-издание Natural Gas Europe, для этого есть несколько причин.
Во-первых, между двумя странами существует давняя геополитическая конкуренция. Правда, Турция и Иран пытаются держать экономические отношения в стороне от этого потенциального конфликта. Но когда дело доходит до энергоресурсной сферы, у Ирана появляется некоторое преимущество. Иран, конечно зависит от Турции в смысле газового экспорта. Но Турция зависит от него не меньше, так как газопровод Тебриз-Анкара жизненно важен для турецких властей, которые стремятся уравновесить российские поставки газа.
Однако, если экспорт иранского газа направится через Турцию в Европу, это даст Анкаре серьезное преимущество перед Тегераном. Естественно, Иран этого не хочет.
Во-вторых, ни Европа, ни Ближний Восток не желают, чтобы Турция начала доминировать в региональном энергетическом уравнении. Один из основных принципов энергобезопасности – диверсификация маршрутов транзита и источников поставок. И если расширенные иранские потоки газа пойдут через Турцию, это сделает ее новой и намного более сильной “Украиной” в энергетических отношениях ЕС и Ирана.
Кроме того, транзитная роль Анкары непосредственно связана с реализацией “Турецкого потока”. Если этот газопровод будет построен, то вместе с Трансанатолийским трубопроводом (TANAP) и газопроводом “Ирак-Турция” он даст стране практически полный контроль над потоками газа из России, Азербайджана, Ирака и, возможно, Туркмении. В такой ситуации ни Иран, ни другие заинтересованные стороны не позволят Анкаре управлять газовым экспортом Тегерана.
В-третьих, геоэкономические проблемы могут убедить Иран рассмотреть другие варианты экспорта газа. Главные месторождения газа расположены на юге страны, а существующей национальной и региональной инфраструктуры в настоящее время недостаточно, чтобы транспортировать “голубое топливо” на север. Для этого необходимо построить новый внутренний трубопровод от Персидского залива до Европы. И главный вопрос состоит в том, кто будет инвестировать в это строительство.
Отмены санкций будет недостаточно, чтобы у Тегерана появилась возможность финансировать подобный проект. Европейская экономика все еще находится в застое, а гиганты нефтегаза вряд ли проявят энтузиазм, учитывая их собственные потери от падения цен на нефть.
С другой стороны, вместо того, чтобы зависеть от трубопроводов, Тегеран может решить, что более перспективно сосредоточиться на поставках сжиженного газа. С достаточным количеством СПГ-инфраструктуры Иран может экспортировать газ практически по всему миру – от Литвы на севере до Южной Кореи и Китая на востоке. При этом, если в будущем возникнут новые кризисные ситуации, экспорт СПГ может предоставить Тегерану значительно большую гибкость.
Не стоит также забывать также, что региональные террористические организации могут оказаться влиятельной силой в этой игре. Напомним, после июньских выборов в Турции Курдистанская Рабочая партия совершила несколько нападений на трубопроводы. ИГИЛ тоже представляет значимую угрозу энергетической инфраструктуре юго-восточной Турции. Так что возможный газопровод “Иран-Турция-Европа” может оказаться в опасности.
Таким образом Турции придется серьезно подумать над выстраиванием своей политики в регионе, если она хочет в обозримом будущем стать энергоресурсным центром на стыке Европы и Ближнего Востока. :///