Минэкономразвития и Минэнерго России сегодня почти синхронно выступили против предложения Минфина повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть за счет сокращения необлагаемого минимума.
Первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер на пресс-конференции просто заявил, что его ведомство не поддерживает данное фискальное нововведение. Вместе с тем он заверил, что Минэнерго вняло поручению президента РФ продумать процедуру изъятия у экспортеров дополнительных доходов от девальвации рубля и будет продолжать искать решение этой проблемы.
Более развернуто оппонировал Минфину заместитель министра экономического развития Николай Подгузов. Он сказал, что инициатива финансового ведомства отрицательно скажется на разработке зрелых нефтяных месторождений, а бюджетный эффект от ее реализации будет краткосрочным и не таким сильным, как ожидает Минфин.
“Минэкономразвития не поддерживает предложение Минфина по пересмотру формулы НДПИ, поскольку подобная мера отрицательно скажется на экономике действующих месторождений и, по сути, убьет добычу на самых эффективных с точки зрения налоговой отдачи месторождениях. Очевидно, что в случае падения добычи снизятся и налоги”, – заявил Подгузов.
От изменения системы расчета налога, как оценивают аналитики Альфа-банка в сегодняшней статье в газете «Ведомости», больше всех пострадает «Сургутнефтегаз» – у компании нет месторождения с льготами по НДПИ. Меньше всех фискальная новация скажется на ЛУКОЙЛе из-за большого количества новых льготируемых промыслов. Гендиректор саратовской компании «Юкола нефть» Евгений Макеев там же отметил, что увеличение налоговой нагрузки больнее ударит по малым и средним независимым нефтяным компаниям, чем по вертикально-интегрированным. Он опасается, что под угрозой сокращения или даже замораживания окажутся перспективные проекты.
Напомним, Минфин предложил изменить формулу расчета необлагаемого НДПИ на нефть минимума, применив в ней не актуальный курс доллара, а среднее значение этого показателя по итогам 2014 года (38 рублей), скорректированное на инфляцию 2015 года – так называемый рублевый вычет. Если при действующей схеме вычет из налогооблагаемой базы рассчитывался бы, исходя из среднегодового курса за 2016 год (в официальном макропрогнозе заложено 56,8 рубля за 1доллар), то в новой схеме на 2016 год будет заложен условный курс порядка 43,8 рубля за доллар. Прирост НДПИ может в этом случае составить 645 рублей на тонну (при средней цене 60 долларов за баррель, заложенной в действующей версии макроэкономического прогноза).
По оценке Минфина, нефтяники в этом году заработают на девальвации около 400 млрд рублей. Текущая очищенная от налогов выручка от добычи тонны нефти при цене 50 долларов за баррель примерно на 1700 рублей выше, чем при средней цене 95 долларов в 2014-м, подсчитал нефтегазовый центр EY. Рост прибыли и рост издержек непропорционален, подчеркнул на вчерашнем совещании у президента министр финансов Антон Силуанов. Через изменение формулы НДПИ государство может забрать около половины этой суммы.
По словам Подгузова, расчеты Минфина по налоговому эффекту сделаны исходя из стабильной добычи и серьезно завышены – на сотни миллиардов рублей.
“Некоторый налоговый эффект от такого решения присутствует только в 2016 году, а затем переходит в отрицательную плоскость”, – подчеркнул замминистра энергетики.
Глава Минфина на сегодняшнем Правительственном часе в Госдуме еще раз выступил в поддержку повышения НДПИ на нефть. Вместе с тем Силуанов высказался против предложения нефтяных компаний, высказанном на все том же вчерашнем совещании по бюджету-2016 у Путина, повысить также налоговую нагрузку на газовую отрасль.
“Мы считаем, что для газовых компаний, в первую очередь для “Газпрома”, нужно говорить не об увеличении нагрузки, а о снижении регулируемых цен на газ на внутреннем рынке”, – заметил Силуанов.
А вот идею применять “рублевый вычет” при расчете НДПИ на «черное золото» министр считает справедливой и обоснованной. Он пояснил, что размер дополнительной нагрузки на нефтянку в 600 млрд рублей – эти цифры фигурируют в предложениях Минфина об увеличении доходов бюджета-2016 – равен объему доходов, полученному нефтяниками с 2013 года в результате снижения курса рубля.
“По сути дела, это не как-то заработанные ими деньги, а последствия девальвации… Многие нефтяные компании повышали заработные платы, нужно посмотреть, как производятся ими закупки. Поэтому есть возможность работы над снижением своих расходов и издержек. А то у нас получается, что в бюджетном секторе мы поджимаем, зарплаты не индексируем, а в нефтяных компаниях на 7-10% это происходит”, – отметил Силуанов.
Некоторые из альтернативных мер сведения к минимуму дефицита бюджета будущего года министр финансов также привел в ходе своего выступления в парламенте. Так сказать, для контраста. Речь шла о жестких мерах сокращения расходов.
В частности, глава Минфина предложил проиндексировать пенсии на более низкий уровень, чем тот, который предусмотрен законодательством – на 4% вместо 5,5%. Силуанов отметил, что при плановой индексации пенсий придется сократить расходы на образование, здравоохранение и оборону.
Кроме того, министр призвал российские власти срочно решить вопрос повышения пенсионного возраста. Это позволит сбалансировать пенсионную систему и не увеличивать налоговую нагрузку на компании.
В уже упоминавшейся статье в «Ведомостях» приводится мнение Владимира Тихомирова из инвестиционной компании БКС. Он считает политически более простым шагом повысить налог на добычу нефти, поскольку это не затронет широкие слои населения, не вызовет таких протестов, как повышение пенсионного возраста или сокращение расходов на здравоохранение и образование. Однако повышение налогов приведет к снижению экономической активности в нефтяной отрасли. Скорее всего, по прогнозу эксперта, будет реализован компромиссный вариант: частично срежут социальные расходы, но пенсии могут повысить больше, чем сейчас предлагает Минфин. :///