Иран и «шестерка» сверили часы

Iran-i-shesterka

В Вене состоялось первое заседание Совместной комиссии Ирана и стран “шестерки” переговорщиков (постоянные члены Совбеза ООН и Германия) по ядерной программе (ИЯП). Стороны обсудили механизм реализации всеобъемлющего соглашения по поводу ИЯП, которое официально вступило в силу накануне. Вашингтон и Брюссель подтвердили готовность снять санкции с Тегерана после того того, как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердит, что Иран выполнил все взятые на себя обязательства.

За три месяца, что прошли с момента согласования сделки в июле, соглашение было одобрено законодателями США и Ирана. Большая работа была проделана и по линии Тегеран – МАГАТЭ. Иранская сторона обязалась передать инспекторам агентства исчерпывающую информацию по спорным вопросам ИЯП, предоставить доступ к военной площадке в Парчине и провести технические консультации с привлечением экспертов, которые участвуют в развитии атомного сектора. 15 октября МАГАТЭ подтвердило, что все необходимые меры были Тегераном выполнены.

Дипломат, входивший в одну из делегаций, сообщил по итогам заседания Совместной комиссии, что “шестерка” в целом выразила удовлетворение сотрудничеством Ирана с агентством, сообщает ТАСС. По словам неназванного информатора, “все выразили удовлетворенность достигнутым прогрессом”.

Однако до вступления сделки в силу участникам, главным образом Тегерану, необходимо выполнить еще несколько важных обязательств. Иран должен серьезно уменьшить свои ядерные возможности. В частности, сократить с 19 до 6 тыс количество работающих центрифуг, а лишние – демонтировать и поставить под контроль МАГАТЭ, снизить запасы обогащенного до 3,67% урана с 10 тонн до 300 кг, извлечь ядро ректора в Араке и начать реконфигурацию предприятия в Форду.

“Мы будем делать это как можно быстрее. Организация по атомной энергии Ирана готова к этой работе. Мы ожидаем, что это займет несколько недель, но надеюсь еще до конца года определенно будем готовы к “дню имплементации” сделки”, – заявил заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи.

Он также сообщил, что Тегеран из двух возможных вариантов избавления от излишков обогащенного до уровня 3,67% урана выбрал их продажу в обмен на «бедное» природное атомное топливо, которое обязуется не доводить до оружейного качества. В этом бизнесе ведущая роль отводится России.

Глава нашей делегации – постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Владимир Воронков – конкретизировал, что переговоры об обмене топливом Тегеран ведет с Москвой. По его словам, Россия может начать вывозить из Ирана обогащенный уран в начале будущего года. Что ставит под сомнение воплощение оптимистичных планов Арагчи, который говорит о конце нынешнего.

“Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) предполагает, что ко “дню имплементации” запасы урана, обогащенного сверх уровня в 3,67%, должны быть “разбавлены” или проданы на международном рынке и, что важно, доставлены покупателю, – напомнил неназванный собеседник ТАСС. – Если Россия и Иран на двусторонней основе резко не ускорят движение на этом направлении, то до конца года вряд ли мы перейдем к следующей стадии”.

Запланировано, что в дальнейшем Совместная комиссия как основной рабочий механизм по реализации ядерной сделки будет собираться раз в три месяца. Основной площадкой для дальнейших переговоров останется Вена.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.