Оман выступил против доминирования Саудовской Аравии в ОПЕК

Oman Neft Oil

Практически все члены ОПЕК продолжают испытывать давление со стороны Саудовской Аравии, которая придерживается своей стратегии по сохранению доли рынка. Далеко не все добывающие нефть страны согласны с этой позицией. Так, Оман, которому для балансировки бюджета необходимы цены на «черное золото» практически в два раза выше сегодня сложившихся, призвал руководство ОПЕК к решительным действиям.

Не так давно МВФ опубликовал исследование, которое удивило многих.

“Бахрейн, Оман и Саудовская Аравия имеют среднесрочные фискальные пробелы на уровне 15-25% ненефтяного ВВП, в то время как для Ливии фискальный разрыв составляет более 50% ненефтяного ВВП”, – отмечается в отчете МВФ.

Между тем страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), разделились на тех, кто находится в относительно небольшой зоне риска, поскольку денежных средств хватит лет на 20 (Кувейт, Катар и ОАЭ), и тех, кто уже в среднесрочной перспективе с большой долей вероятности окажется банкротом (Бахрейн, Оман и Саудовская Аравия).

Вчера министр энергетики Омана Мухаммед бин Хамад аль-Руми подверг резкой критике ОПЕК, назвав уровни нефтедобычи “безответственными”, он прямо обвинил картель в удержании низких ценах на нефть.

“Это товар, и если на рынке есть дополнительный миллион баррелей в день, вы просто разрушаете рынок, – заявил оманский министр, чья страна не входит в картель. – Мы уязвимы, мы столкнулись с проблемами, мы говорим об этом как о кризисе, созданным Богом. К сожалению, я не верю в это: я думаю, что мы создали его сами”.

Напомним, ранее министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заявил CNBC, что “никто не может установить цены на нефть, это воля Аллаха”, но в Омане, похоже, с этим тезисом не согласны.

О давлении ОПЕК на менее богатых членов организации говорят, например, и Венесуэла, и Алжир, которые готовы снизить нефтедобычу ради роста цен, которые с лета прошлого года обвалились более чем в два раза.

Однако страны Залива, входящие в ОПЕК, свою позицию активно защищают и практически открыто заявляют о том, что шансов на изменение квот по добыче на ближайшем заседании нет.

Так, министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи утверждает, что снижение добычи нефти приведет к субсидированию производителей в США и других странах, которые не входят в картель. На самом деле ведущие производители ОПЕК активно продвигают стратегию «кто не с нами — тот против нас и должен умереть». Правда, той же Саудовской Аравии приходится надеяться, что этот процесс займет не более пяти лет, поскольку дольше продержаться при таких низких ценах на «черное золото» будет сложновато и самим саудовцам.

Но если вдруг возникнет необходимость, то ОПЕК с легкостью может изменить квоты на добычу — и это приведет к достаточно быстрому росту нефтяных котировок и улучшению состояния бюджетов многих нефтедобывающих стран. Получается, что в настоящее время ОПЕК, возглавляемый Саудовской Аравией, попросту пошла ва-банк, рассчитывая на то, что богатым странам банкротство не грозит, хотя и они довольно сильно пострадают, значительно сократив ранее накопленные финансовые резервы.

Причем стратегия ОПЕК уже дает свои результаты: нефтедобыча в США постепенно снижается, а в России, например, пока хоть и наблюдается некоторый рост нефтедобычи, но, согласно оценкам некоторых экспертов, этот процесс может быстро закончиться, так как целый ряд многих рентабельных месторождений уже на грани истощения, а добыча нефти на трудноизвлекаемых месторождениях пока малоэффективна — к тому же, их освоение требует высоких затрат, которые многие компании в нынешних условиях себе позволить не могут.

По мнению саудовского принца Абдулазиза бин Салмана, замминистра нефти Саудовской Аравии, нынешний период низких цен на «черное золото» представляет собой фундаментальный сдвиг. Он предрекает длительный период низких цен на нефть, что приведет к сильному сокращению инвестиций в нефтедобычу и снижению прочности нефтяной промышленности. По его словам, будет подрываться безопасность будущих поставок, но со временем появится основа для резкого роста нефтяных цен.

«Так же как были опровергнуты утверждения о том, что цена на нефть достигнет 200 долларов за баррель, будут опровергнуты утверждения о том, что цены перешли к новому структурному равновесию», – заверил он, признав при этом, что сегодня никто не доволен сложившейся ситуацией, так как низкие цены сохраняются дольше, чем ранее предполагалось.

Добавим сюда и геополитические факторы. В частности, конфликт в Сирии недвусмысленно показал, что Россия собирается активно сотрудничать с иранцами, включая и вопросы энергетики, а это неприемлемо для многих стран Залива, например, Катара и Саудовской Аравии, для которых Иран — главный стратегический враг. И эти страны пойдут на куда большие риски, чтобы попытаться добиться своих стратегических целей.

При этом внутри ОПЕК также нет единого понимания дальнейших действий. Например, министр нефти Ирана Бижан Зангане, справедливо отмечающий, что длительное время ИР в результате западных санкций растеряла в большей степени свои рынки сбыта, публично призывает других членов ОПЕК снизить добычу, продвигая между тем планы Ирана по наращиванию добычи на 500 тыс баррелей в сутки.

Одним словом, битва за долю нефтяного рынка становится все жестче, и пока, как видится, в Азии, где доля Саудовской Аравии снижается, победителями выходят все же Россия и Ирак, нарастившие экспортные поставки в страны АТР. Что будет дальше – покажет время. :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.