Расследование недавних терактов в Париже заставляет западных политиков обратить свой взор на военные действия против терроризма на Ближнем Востоке. Однако помимо политических и гуманитарных последствий этого действа, отмечают некоторые эксперты, вполне вероятно, что увеличение интенсивности боев в этом регионе может привести к тому, мировые цены на углеводороды будут расти.
В последнее время идут жаркие дебаты о формате формирования глобальных цен на сырьевые товары, особенно они обострились на фоне резкого падения стоимости нефти.
Ранее, с 2010 по 2014 годы, казалось, что мировые цены на «черное золото» будут длительное время оставаться довольно стабильными – примерно на уровне около 110 долларов. Однако с июня 2014 года ситуация резко изменились – цены на нефть буквально обвалились, сегодня практически достигнув 40 долларов за баррель.
Многие эксперты основной причиной падения цен на углеводороды считают дисбаланс между спросом и предложением, а также увеличение добычи сланцевой нефти США, что существенно перегревает мировой рынок. Другой фактор, влияющий на снижение нефтяных котировок, – решение ОПЕК не сокращать квоту на добычу нефти, а наоборот, желание увеличить нефтедобычу, чтобы компенсировать падение доходов от снижения цен на нефть и «застолбить» за собой рынки сбыта.
Впрочем, пока цены на нефть «сидят» на своих минимальных уровнях со времен мирового экономического кризиса 2008-2009 годов, некоторые аналитики предсказывают, что вскоре они могут вновь начать повышаться, если война в Сирии и соседних странах обострится.
Такие выводы они делают исходя из анализа ситуации начала 2000-х годов, когда после окончания активной военной фазы в Афганистане и Ираке наблюдался резкий всплеск мировых цен на нефть, достигших 140 долларов за баррель.
Так, энергетический аналитик рынка Роберт Берке считает, что цена на «черное золото» может резко возрасти снова, если конфликт в Сирии распространится в богатые нефтью районы Ближнего Востока, которые являются ключевым источников поставок углеводородов на мировой рынок.
“Расширение военных действий дает веские причины так думать”, – сообщил он в статье для oilprice.com.
“Подумайте, что произошло в годы войны Буша (американский президент – ред.) на Ближнем Востоке, когда цены на нефть достигли тридцатилетнего максимума всего за пять лет”, – пишет он.
Сегодня многие международные аналитики в области энергетики, включая аналитиков “Голдман Сакс”, прогнозируют, что цены на нефть будут медленно расти до 80 долларов за баррель к 2020 году, однако Берке считает, что может случиться и более резкий скачок стоимости нефти, если будут “расширяться глобальные конфликты, которые оказывают давление на цены”.
По его мнению, ситуация, складывающаяся в нефтедобывающих районах Ирака и других соседних странах, оказавшихся в зоне конфликта, сможет изменить нынешнюю ситуацию, а в итоге переломить сегодняшнюю тенденцию, спровоцировав резкий рост мировых цен на нефть, как это произошло когда-то.
“В ближайшие годы цены (на нефть – ред.) могут значительно вырасти из-за сокращения инвестиций в upstream. Но и теракты в Париже напоминают о том, что любой конфликт – это способ создания сюрпризов”, – считает Берке.
Хотя, по его мнению, одной террористической атаки в Париже мало для того, чтобы ситуация на сырьевых рынках резко изменилась. Тем не менее, уверен он, если террористические организации активизируют свою деятельность по всему миру, то это может вызвать очередной скачок цен на нефть, правда, “никто этого не сможет предвидеть”, резюмирует Берке. :///