Москва и Анкара еще совсем недавно активно строили планы по расширению экономического сотрудничества, однако с того момента, как был сбит российский самолет СУ-24 ВВС Турции, ситуация резко изменилась.
В конце 2014 года турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган и с российский президент Владимир Путин договорились о масштабном энергетическом сотрудничестве между двумя странами. Стороны решили начать реализовывать масштабный российско-турецкий проект по строительству газопровода «Турецкий поток» для поставок российского газа европейским потребителям, а Эрдоган пообещал нарастить товарооборот между Турцией и Россией до 100 млрд долларов к 2020 году. Также обсуждались вопросы, связанные с созданием зоны свободной торговли уже в 2015 году.
Теперь уже понятно, что сбитый Турцией российский бомбардировщик Су-24 может поставить жирный крест на экономических отношениях двух стран, причем это может вылиться не только в проблемы в туристическом секторе Турции, в котором российские туристы традиционно удерживали лидирующие позиции.
Пожалуй, самое большое значение для экономического российско-турецкого партнерства занимает энергетическая сфера. Разрыв энергетических отношений между Россией и Турцией невыгоден как ни той, так ни другой стороне. Турция зависит от поставок российского газа на 60%, без него турецкая экономика может дать серьезный «крен».
В настоящее время Турция, после Германии, является вторым по величине покупателем российского «голубого топлива». В 2014 году Анкара импортировала 27,3 млрд кубометров газа. «Газпром» также осуществляет прямые поставки газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток», который проходит по дну Черного моря. Причем это достаточно серьезные объемы – порядка 16–19 млрд кубометров. Остальное топливо идет по так называемому Западному коридору – через территории Украины и Румынии.
Сегодня сложно прогнозировать, какая судьба постигнет проект «Турецкий поток». Турция уже давно затягивала подписание межправительственного соглашения по проекту, традиционно обвиняя во всех проблемах Москву, которая, дескать, дает маленькие скидки на газ и не наделяет правом “первой брачной ночи” – перепродавать российский газ в Европу. Москва же предлагала Турции стать крупнейшим транзитером российского газа в Евросоюз, что также принесло бы турецкой стороне немалые средства за транзит. Но Анкаре этого было мало — она пошла дальше и захотела перепродавать российский газ европейским потребителям, что в корне противоречило всей проводимой «Газпромом» политики по экспорту российского газа. На каком-то этапе переговоров ситуация зашла в тупик – в итоге вместо четырех веток газопровода «Турецкий поток», как заявила российская сторона, речь пошла лишь о строительстве двух веток: по одной, собственно, должен был поставляться газ непосредственно для турецких потребителей, по другой — потребителям в Европу с греческого направления.
«Турецкий поток уже «похудел» в два раза, потому что мы давно сталкиваемся с «дуракавалянием» Турции. Это нас начинает утомлять. После демаршей Эрдогана мы только укрепились в желании лишить Турцию части транзита, начав проект «Северный поток – 2», – отмечает глава ФНЭБ Константин Симонов.
Какие потери ждут Турцию, если и две нитки «Турецкого потока» так и останутся в нереализованных планах? Первая нитка должна была компенсировать риск непоставок российского «голубого топлива» со стороны Украины – это порядка 14 млрд кубометров газа. В 2019 году заканчивается срок действия транзитного договора между Россией и Украиной, что многократно увеличивает риск поставок российского топлива импортерам, поскольку с нынешним радикальным правительством Украины, а также тем, которое может придти ему на смену, если русофобская риторика Киева останется на нынешнем уровне, российские власти едва ли договорятся, а если и сделают это после изнурительных переговоров, то нет никакой уверенности, что эти договоренности будут долгосрочными. Первая нитка «Турецкого потока» как раз и была призвана забрать на себя объемы, идущие транзитом через территорию Украины.
Если проект не состоится, то Россия лишится альтернативного доступа на газовый рынок Европы, однако при наличии «Северного потока – 2» и перенаправлении части объемов «голубого топлива» в Китай российский газовый холдинг может восстановить утерянные объемы по турецкому направлению.
А вот Турция фактически лишает себя не только возможности получать доход от европейского транзита, но также лишается возможности увеличить потребление газа на лояльных условиях и обезопасить экономику страны от потери поставок через Украину.
Конечно, нельзя исключать и отчасти конспирологическую версию, которая предполагает, что Турция вынашивала надежды получать в перспективе газ из альтернативных источников — например, со стороны Катара, который вместе с США вынашивает планы по строительству газопровода в направлении Европы. Но, как известно, этим чаяниям мешает сирийский президент Башар Асад, на поддержку которого Турция никак не могла рассчитывать. А тут еще и Россия спутала все карты, вмешавшись в сирийский конфликт и став крупным игроком на Ближнем Востоке, убрав в тень Анкару.
Что касается блокировки «Голубого потока», то Турция едва ли пойдет на такой шаг, поскольку этот газопровод скорее козырь в руках Москвы, а не Анкары, ведь ударными темпами заместить объемы российского газа азербайджанским, иранским или СПГ Турция не сумеет — да и дороже это получается. Хотя теоретически это, безусловно, возможно, но только в отдаленной перспективе – лет через 5–10. И то в случае реализации долгосрочной стратегии, которая потребует больших инвестиций в инфраструктуру. В прошлом году Турция импортировала всего 5,3 млрд кубометров азербайджанского газа, 8,9 млрд кубометров иранского и еще 8 млрд кубов сжиженного газа. Даже если суммировать все эти объемы, то получается все равно меньше, чем Турция покупала у России – 27,3 млрд кубов.
А дополнительного газа для Турции пока нет ни у Азербайджана, ни у Ирана. Правда, Азербайджан обещает Турции газ с месторождения из Шах-Дениз, но совсем не столько, сколько хочет получить Турция – всего-то 6 млрд кубометров, причем только после 2020 года. И это отражено в контрактах. И что еще важно учитывать – эти 6 млрд кубометров потребуются Турции для покрытия дополнительного спроса, который появится к тому времени внутри страны. Поэтому речь о замещении российских объемов даже и не идет.
С другой стороны, Анкара может пойти по пути поиска неких объемов свободного СПГ на рынке, но они совсем не покрывают поставки «Газпрома». Ко всему прочему, если Турция попытается пойти в этом направлении, то ей понадобится несколько миллиардов долларов на расширение своей инфраструктуры для приема большего объема СПГ. И не стоит забывать то, о чем уже шла речь выше — СПГ дороже российского газопроводного.
Но и для России разрыв газового сотрудничества с Турцией – это прямые потери прибыли, поскольку, как уже отмечалось, Турция — второй по значимости импортер российского газа. Так, в прошлом году «Газпром» заработал 10,2 млрд долларов на продаже Турции 27,3 млрд кубов «голубого топлива» при цене в 374 доллара за тысячу кубометров. В 2015 году цены на газ из-за падения стоимости нефти ниже, но даже в этом случае российский газовый концерн может получить от Турции порядка 7–7,5 млрд долларов за тот же объем поставок (при цене в 260–300 долларов за тысячу кубов). Исходя из всего этого можно сделать соответствующие выводы. Другой вопрос – кому был выгоден недружественный акт Турции в отношении российского бомбардировщика? Просто так ведь звезды не зажигаются. Вполне возможно, что скоро мы узнаем ответ и на этот вопрос. :///