Украина ждет ежегодную напасть – зиму

Teplo Otoplenie

Украинский экономист Сергей Тутов анализирует уровень подготовки Украины к зиме. Его статья опубликована на украинском сайте 112.ua.

Украину ожидает ежегодная энергетическая напасть — зима. Впрочем, глава Минэнерго Украины Владимир Демчишин в ноябре делал уверенные заявления о том, что ситуация с энергетикой в этот период ему понятна, и она вовсе не критическая, а абсолютно рабочая. Энергосистема стабильна и готова к зиме.

На чем же базируется такая уверенность министра?

Половина электроэнергии в Украине генерируется на атомных станциях. Они обеспечены ядерными тепловыводящими элементами (ТВЭЛ) российским «Росатомом» до октября 2016 года. Кроме того, в апреле прошлого года «Энергоатом» договорился с американской компанией Westinghouse о диверсификации поставок ядерного топлива на атомные станции. Пять из 13 ТВЭЛов, необходимых для наших станций, сегодня готовы поставить американцы.

Но с украинско-американским сотрудничеством не все так радужно. Сразу после развала Союза на украинский рынок ядерного топлива попыталась зайти Westinghouse Electric Company, которой принадлежит 20% мировых поставок реакторного топлива. Несмотря на то что их технологии используются на половине АЭС в мире, из которых более 50% находятся в Европе, освоить поставку топлива для советских реакторов, работающих в Украине, американцам не удалось.

В 2008 году «Энергоатом» заключил контракт с Westinghouse на поставку тепловыделяющих сборок на три энергоблока украинских станций. Однако уже в 2012 году на двух энергоблоках Южно-Украинской АЭС были зафиксированы нарушения в работе сборок американского производства. В связи с этим было принято решение полностью выгрузить ядерное топливо из зоны реактора энергоблоков. Повреждения были обнаружены во время планового ремонта, и последствия были минимальными. В этом году американцы озвучили намерение быть единственным поставщиком для всех блоков украинских АЭС. Так что диверсификация выглядит как замена одного поставщика на другого, но в условиях российско-украинской конфронтации подобное решение видится оправданным. Хотя безопасная работа американских топливных элементов до конца не отработана.

По словам министра, с еще одним видом топлива — природным газом — дела обстоят неплохо. «На данный момент в хранилищах находится 16,4 млрд кубометров. Этого достаточно для того, чтобы с поставками из Европейского Союза пройти отопительный сезон. Потому зависимость от России в части поставки газа на данный момент вообще отсутствует, у нас достаточно газа». Вот только назначение газа — в первую очередь сырье для промышленности и лишь потом использование населением для хозяйственных нужд. Говорить о нем как о топливном резерве не совсем корректно.

Этот резерв — уголь, а с ним ситуация несколько иная. Запасов его хватит только до конца года. И хотя зависимость от внешних поставок угля сокращена на 30% по сравнению с прошлым годом, без импортного угля Украине не обойтись. Почти половина электроэнергии производится на ТЭС. Оптовые цены на топливо, предназначенное для сжигания на электростанциях, такие: самый дешевый антрацит (примерно по 50 долл./т) был с Донбасса, Россия прекращает поставки угля, который стоит 70–85 долл. Власти Украины договорились о завозе топлива из ЮАР, даже из США, чей уголь из-за логистики получается вдвое дороже украинского. Прекращение российских поставок при непонятной ритмичности африканско-американских грозит дефицитом в украинской энергосистеме. Такое уже было в декабре прошлого года, и тогда Киеву пришлось организовать поставку электроэнергии из России. Эти поставки критикуются до сих пор, а сегодня они вполне могут оказаться невозможными, несмотря на продолжающийся переговорный процесс с россиянами.

Главная проблема с электроэнергией — неравномерное ее потребление в течение суток, пиковые нагрузки и спады потребления электричества. Атомщики, дабы не останавливать мощности в период таких спадов, для нормальной работы станций готовы поставлять электроэнергию бесплатно. На Украине наблюдается излишек базовой и недостаток маневровой мощности энергосистемы. Даже сегодня на Украине, раскинувшейся на 1300 км с запада на восток, существует огромный резерв для правильного использования электричества. Причем для этого не нужны никакие реформы, а необходимо согласование работы энергосистемы, о стабильности которой заявляет министр энергетики. Украинские сети и производства родом из СССР. По этой причине поставлять электроэнергию в ЕС сегодня не получится. Помешают качественные несоответствия европейским стандартам, например, по скачущим частотным характеристикам. О взаимопоставках с Россией говорить не приходится. Остается внутренний рынок, не приведенный в максимально технически сбалансированное состояние, да еще испытывающий на себе партизанщину группировок, не наигравшихся в боевые действия.

Сейчас формально реализуется вступивший в силу 1 января 2014 года закон об основах функционирования рынка электрической энергии Украины, за который Верховная Рада проголосовала в октябре 2013 года. Этот закон был написан для «углесжигателей», которые получили преференции, а ядерщики выступили в качестве доноров. Готовили и принимали его еще до военных действий на Донбассе. Смысл закона сводился к выгодному распределению денег. Формальная реализация этого закона свелась к борьбе за влияние в энергетическом секторе рынка, а не его реформированию.

В Украине рынок производства электроэнергии сильно монополизирован. 80% его принадлежит государственной компании «Энергоатом», компании ДТЭК Рината Ахметова и госкомпании «Укргидроэнерго», производящей до 8% отечественной электроэнергии. «Энергоатом» поставляет половину всей электроэнергии, хотя всегда получал лишь четвертую часть средств от всех государственных доходов при ее продаже. Сейчас реформы приостановлены, а сохранившаяся централизация позволяет государству контролировать цену для потребителей. Кроме того, существуют механизмы для перераспределения долей крупных игроков — например, не переплачивать ДТЭКу за произведенную и поставленную энергию.

Суть планируемой сегодня реформы на Украине, начало реализации которой анонсировано Минэнерго с 1 июля 2017 года, сводится к тому, чтобы все поставщики оказались в равных условиях, а потребитель имел право выбора поставщика. Содержание будущего законопроекта по старой доброй традиции покрыто мраком, но его нормы обещают согласовать с Третьим энергопакетом Европейского Сообщества, который начал применяться в 2011 году.

Системные недостатки украинской энергетики наиболее остры в период отопительного сезона – они не решались десятилетиями. В 2014 году это привело к веерным отключениям потребителей электроэнергии. Нет гарантии, что подобное не повторится и наступившей зимой, отмечает украинское издание.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.